В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" в городе Москве осуществляется реализация первого этапа данной Программы, рассчитанного на 2000-2001 гг., мероприятия которого предусматривают организацию работы органов городской администрации и районных управ по формированию кондоминиумов, создание условий, стимулирующих развитие рациональных форм управления кондоминиумами и вовлечение домовладельцев в процесс управления собственностью.
В ходе работ по реализации первого этапа Программы выявились существенные недостатки, сдерживающие ее выполнение.
Процессы формирования кондоминиумов и передачи жилых домов в управление товариществам до настоящего времени осуществляются медленными темпами. Городские и территориальные структуры (Москомархитектура, префектуры, районные управы) оказались не готовы к этой работе. Фактически работы по формированию кондоминиумов начались в августе - сентябре 2001 года. В большинстве административных округов не была своевременно подготовлена исходная документация БТИ, необходимая для выполнения работ в ГлавАПУ по подготовке градостроительных заключений по земельным участкам формируемых кондоминиумов. Сложно решались задачи разработки принципов межевания земельных участков формируемых кондоминиумов. Москомархитектурой только в IV квартале 2001 года было утверждено Временное положение о межевании земельных участков в жилых кварталах. При этом до проведения межевания жилого квартала в целом границы земельных участков формируемых кондоминиумов временно устанавливаются в минимальных размерах с последующим уточнением по результатам межевания квартала. Договорные сроки исполнения градостроительных заключений Москомархитектурой зачастую не обеспечивались в связи с массовой подачей районными управами заявок на проведение работ по установлению границ земельных участков. Наиболее критическая ситуация сложилась в Северо-Западном административном округе, где территориальное подразделение ГУП НИиПИ Генплана Москвы (мастерская N 36) длительное время не выполняло возложенных на него задач. И только в конце 2001 года усилиями префектуры Северо-Западного административного округа и Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы работа указанной мастерской стала выполняться.
В полной мере не решены вопросы использования товариществами собственников жилья объектов нежилого фонда городской собственности в кондоминиумах на основе положений Закона города Москвы от 16.04.97 N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме" - основного стимула для привлечения домовладельцев к управлению жилыми домами. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации затрудняют реализацию данного закона в части порядка распределения средств, получаемых от использования объектов нежилого фонда, являющихся собственностью города Москвы.
В районных управах данная работа не стала приоритетной и возлагается на специалистов, имеющих большое количество других обязанностей. В большинстве префектур административных округов не уделяется достаточное внимание Программе.
Вместе с тем город приобрел опыт по реализации Программы, объединены и скоординированы усилия всех отраслевых и территориальных структур.
Ввиду несвоевременности принятия нормативно-методических документов в отраслевых органах исполнительной власти города Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы не подготовил в нормативные сроки проведение заседаний Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере, что не позволило своевременно поставить задачи перед органами исполнительной власти города и местного самоуправления.
В связи с подготовкой в Госстрое Российской Федерации изменений в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" выпуск ряда законопроектов, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690, был приостановлен.
Новым Земельным кодексом Российской Федерации установлено право общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок кондоминиума. В связи с чем возникла необходимость приведения положений Программы в соответствие с федеральным законодательством, а также разработки порядка оформления и регистрации земельных участков кондоминиумов в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.
В результате темпы реализации Программы затягиваются, запланированные сроки не выдерживаются.
Учитывая накопленный опыт и решения Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере от 31.01.2002, от 13.02.2002 N 26, от 22.03.2002 N 7 и от 24.09.2002 N 18-05/2-76, в целях обеспечения завершения работ по первому этапу и реализации второго этапа Программы Правительство Москвы постановляет:
1. Главам районных управ взять под личный контроль и активизировать работу по формированию кондоминиумов и проведению информационно-разъяснительной работы среди домовладельцев с целью выбора ими способа управления кондоминиумом, а также по выполнению мероприятий, утвержденных окружными программами.
2. Префектурам административных округов:
2.1. Обеспечить координацию работ окружных, территориальных и отраслевых органов исполнительной власти (районных управ, Архитектурно-планировочного управления округа, территориального отдела регулирования землепользования Московского земельного комитета (Москомзема), территориальных отделов БТИ, территориальных агентств Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы) по формированию кондоминиумов, проведению информационно-разъяснительной работы с жителями с целью выбора ими способа управления кондоминиумами путем создания ТСЖ.
2.2. Обеспечить проведение работ по формированию кондоминиумов с учетом создания условий наибольшей экономической привлекательности для управления ими, оказывать содействие товариществам собственников жилья в решении проблемных вопросов.
3. Одобрить Концепцию добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами (приложение).
4. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы совместно с Городским центром жилищного страхования, Департаментом финансов г. Москвы, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением городского заказа Правительства Москвы:
4.1. В срок до 01.07.2003 разработать механизм реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами.
4.2. В срок до 01.07.2003 подготовить предложения о создании системы добровольного страхования гражданской ответственности управляющих и обслуживающих организаций.
4.3. В срок до 01.03.2003 подготовить Концепцию создания специального городского накопительного фонда капитального ремонта кондоминиумов и домов, в которых образованы объединения граждан в жилищной сфере (ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК).
5. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Комитетом территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, префектурами административных округов усилить работу по реализации Концепции информирования населения города по вопросам управления в жилищной сфере, утвержденной распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.07.2001 N 626-РП.
6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям Музыкантскому А.И., Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы осуществлять координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти по информированию населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной сфере.
7. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Московскому земельному комитету (Москомзему), Москомархитектуре, Московскому городскому комитету по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 30.12.2002 разработать положение о порядке оформления и регистрации прав домовладельцев на земельный участок в кондоминиуме на основании разрабатываемого в целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации Закона города Москвы.
8. Внести в постановление Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" следующие изменения:
8.1. Изложить пункт 7 в новой редакции:
"7. Московскому земельному комитету (Москомзему) производить оформление земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев в порядке, предусмотренном действующим законодательством.".
9. Внести в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 (Положение о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов) следующие изменения:
9.1. Исключить по тексту в целом термин "технический паспорт кондоминиума", заменив его на "технический паспорт домовладения".
9.2. Пункт 1.2 изложить в новой редакции:
"1.2. Земельный участок формируется в пределах нормативных размеров, с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке.
Если фактическая площадь земельного участка в сложившейся застройке меньше нормативных размеров, то размеры земельного участка устанавливаются исходя из фактически имеющихся земельных ресурсов пропорционально нормативу.
После образования товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) возможно заключение договора аренды сверхнормативного земельного участка (при его наличии), исходя из интересов города и товарищества, если данный земельный участок в соответствии с утвержденной в городе градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использован в качестве самостоятельного объекта.".
9.3. В пункте 1.4 первый дефис (абзац 2) исключить.
9.4. Пункты 2.2, 2.3 и 2.4 изложить в новой редакции:
"2.2. На основании утвержденных перечней (п.2.1.1) районные управы, выполняя функции заказчика, заключают договоры с ГлавАПУ на подготовку заключений для оформления земельных отношений по адресам, включенным в перечни. При отсутствии в утвержденном перечне адреса дома ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе самостоятельно выступить заказчиками на подготовку указанных заключений за счет собственных средств.
2.3. ГлавАПУ изготавливает в установленном порядке заключение для оформления земельно-правовых отношений на основе проекта разделения жилых кварталов на участки зданий и сооружений, подготовленного Москомархитектурой.
2.4. Подготовка общих описаний кондоминиумов, в которых имеется государственная собственность города Москвы, включенных в утвержденный префектом административного округа перечень, осуществляется районными управами (при наличии в доме ТСЖ, ЖСК, ЖК - с их участием). По домам, не включенным в перечень, общее описание кондоминиума районная управа готовит на основании письменного заявления ТСЖ, ЖК, ЖСК и с их участием с приложением заключения для оформления земельных отношений ГлавАПУ, оформленного в установленном порядке. По домам, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в частной собственности, подготовка общего описания кондоминиума осуществляется управляющей организацией, а при наличии ТСЖ, ЖСК, ЖК - указанными организациями, по реконструируемым домам и домам-новостройкам - организацией, уполномоченной заказчиком-застройщиком (инвестором).
Районная управа (соответственно - управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК) представляет общее описание кондоминиума (приложение 1) на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда административного округа и последующее утверждение распоряжением префекта.".
9.5. В пункте 2.5 слова "глава управы" заменить словами "организация, осуществляющая описание общего имущества кондоминиума".
9.6. Пункты 2.6 и 2.7 изложить в новой редакции:
"2.6. Территориальные подразделения МосгорБТИ на основе утвержденных распоряжениями префектов общих описаний кондоминиумов обеспечивают внесение утвержденных данных в техническую документацию (п.1.4).
2.7. Копия технического паспорта домовладения и здания с внесенными сведениями о кондоминиуме представляется в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке главой управы, а при наличии ТСЖ, ЖСК, ЖК - его председателем, в Москомрегистрацию для внесения информации о кондоминиуме в Единый государственный реестр прав.".
9.7. Приложение 2 к Положению о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов исключить.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
И.о. Мэра Москвы |
В.П. Шанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 940-ПП "О мерах по реализации Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", декабрь 2002 г., N 56 (дата выхода номера в свет 24.12.2002)
Постановлением Правительства Москвы от 6 октября 2015 г. N 646-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2014 г. N 473-ПП
Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 550-ПП
Постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 352-ПП