08 июня 2009 г. |
Дело N А55-18949/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Первушина Н.И. доверенность от 29 декабря 2008 г. N 821,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Зарифов И.Р. доверенность от 11 января 2009 г. N 12-03,
от ОАО Международный аэропорт "Курумоч" - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнов Н.Н. доверенность от 22 декабря 2008 г. N 511,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 г. по делу N А55-18949/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ОАО Международный аэропорт "Курумоч", Самарская обл., п. Береза, аэропорт,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - земельный участок и об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган, УФРС по Самарской области) от 20 октября 2008 года N 01/232/2008-058 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 5698 485,70 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеназванный объект недвижимого имущества
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что УФРС по Самарской области не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 5698 485,70 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности иным юридическим лицам.
Российской Федерации принадлежат на праве собственности только те земельные участки, которые заняты объектами недвижимого имущества, находящися в собственности Российской Федерации.
Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, Российской Федерации не принадлежат, указанные земельные участки в силу статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом собственники объектов недвижимого имущества в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков либо приобретение права аренды, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, принадлежащими Российской Федерации будет возможна только после преобразования земельного участка, площадью 5 698 485,7 кв.м., кадастровый номер - 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, п.Береза, Аэропорт и формирования земельных участков занимаемых объектами недвижимого имущества, принадлежащими Российской Федерации.
УФРС по Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что на государственную регистрацию были представлены выписки из реестра федерального имущества от 06 октября 2008 г. N N 5711, 5712, 5713, 5714, 5715, 5716, 5717. 5718. 5719, 5720, 5721, 5722, 5723, 5725, 5725, 5726, 5727, 5728, 5729, 5730. 5731. 5732. 5733. 5734, 5735. 5736, 5737, 5738, 5739, 5740, 5741, 5742, 5743, 5744, 5745, 5746. 5747. 5748, 5749, которые подтверждают включение в реестр федерального имущества сведений в отношении 39 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Самара. Красноглинский район, пос.Береза.
Однако, вышеуказанные документы не удовлетворяют условиям, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", а именно необходимости подтверждения нахождения объектов недвижимости именно на том земельном участке, о регистрации права собственности на которые заявлено.
Таким образом, на государственную регистрацию не было представлено подтверждение нахождения объектов недвижимого имущества на спорном земельном участке.
Условием разграничения собственности на земельный участок является, в силу ст.3.1 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", исключительно нахождение на данном земельном участке объектов, принадлежащих федеральному собственнику.
В данном случае вышеуказанное условие отнесения земельного участка к федеральной собственности не выполняется, поскольку спорный земельный участок занят, в том числе, объектами, находящимися в частной собственности.
Заявитель не представил доказательств наличия оснований, предусмотренных пп. 4 п.3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ для освобождения от уплаты госпошлины.
В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель ОАО Международный аэропорт "Курумоч" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области на предмет государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 5698485,70 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт.
Сообщением от 20 октября 2008 года N 01/232/2008-058 УФРС по Самарской области отказало заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находятся здания, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным в связи со следующим.
Спорный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования Международного аэропорта "Курумоч". Часть названных зданий, строений и сооружений находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из реестра федеральной собственности (т. 1 л.д.36-74, т.2 л.д.18-22) и имеющимся в материалах дела кадастровым планом спорного земельного участка (т. 1 л.д. 75-159). Другая часть зданий, строений и сооружений находятся в собственности открытого акционерного общества Международный аэропорт "Курумоч", что подтверждается выписками из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2 л.д. 34-58).
Из кадастрового плана земельного участка (т. 1 л.д. 75-159) усматривается, что разрешенный вид использования спорного земельного участка - под размещение аэропорта.
Отказ УФРС по Самарской области мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находятся здания, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам.
При этом регистрирующим органом не учтено следующее.
Согласно ст. 3.1 федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства РФ N 404 от 30 июня 2006 г. на государственную регистрацию права собственности были сданы: кадастровый паспорт земельного участка площадью 3 269 748,60 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенного по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" и выписки из реестра федерального имущества, подтверждающие нахождение на данном земельном участке объектов недвижимости, являющихся федеральной собственностью.
При этом адреса, наименования объектов указанных в выписках из реестра федерального имущества совпадают с данными, содержащимися в кадастровом паспорте спорного земельного участка.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию права документы, а именно выписки из реестра и кадастровый паспорт, соответствуют требованиям п. 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 и подтверждают нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью Российской Федерации.
Поскольку на земельном участке площадью 3 269 748,60 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенном по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" находятся объекты недвижимости являющиеся собственностью Российской Федерации и в силу ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ", данный земельный участок является федеральной собственностью.
Кроме того, данный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования Международного аэропорта "Курумоч".
При этом согласно распоряжению Правительства РФ от 20 марта 2008 г. N 340-Р аэропорт Курумоч включен в перечень аэродромов федерального назначения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
С учетом этого довод подателей жалоб о том, что регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок приведет к нарушению прав и законных интересов Самарской области, является необоснованным.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
При этом согласно пункта 2 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая изложенное, довод УФРС по Самарской области о том, что в случае регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, могут быть затронуты интересы третьих лиц, судом правильно отклонен как необоснованный.
Суд правильно указал в решении, что согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. В связи с этим нахождение на данном земельном участке объекта, принадлежащего ОАО Международный аэропорт "Курумоч", не может служить препятствием для регистрации права федеральной собственности. При предоставлении спорного земельного участка в федеральную собственность права ОАО Международный аэропорт "Курумоч" на спорный земельный участок, как собственника объекта недвижимости, не нарушаются, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды. ОАО Международный аэропорт "Курумоч" сможет воспользоваться своим правом, установленным вышеназванной нормой, после государственной регистрации права собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
Довод УФРС по Самарской области о применении п.п. 26, 27 постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении правил ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является неосновательным в связи со следующим.
В соответствии с п.п. 26, 27 данных правил, если объект недвижимости, для которого сформирован раздел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), образован в результате деления, слияния ранее существовавших объектов или выделения из таких объектов либо возникли иные причины, приведшие к изменению кадастрового (условного) номера, в графе "Предыдущий кадастровый (условный) номер" указываются кадастровые (условные) номера предшествовавших объектов.
Если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, прекращает свое существование, являясь источником для нового объекта (объектов), кадастровый (условный) номер нового объекта (объектов) отражается в графе "Последующий кадастровый (условный) номер".
Согласно представленной в суд первой инстанции выписке из ЕГРП о правах на земельный участок с кадастровым номером 63:01:03 53 003:0020, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, сведения о первом земельном участке ранее в ЕГРП не вносились. Таким образом, при внесении записи о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2199 отсутствуют основания для внесения записи в графы: "Предыдущий кадастровый (условный) номер" и "Последующий кадастровый (условный) номер", и, следовательно, отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации права собственности РФ на данный земельный участок по вышеуказанной причине.
Относительно довода регистрирующего органа о необходимости оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенного по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" необходимо отметить следующее.
В соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.
Кроме того, письмом Росимущества от 03 августа 2007 г. N ДА-09/21957 разъяснено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, государственная пошлина не уплачивается.
Согласно пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
По смыслу названных норм государственную казну РФ составляет государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом регистрирующим органом не представлены доказательства закрепления спорного земельного участка за каким либо юридическим лицом.
С учетом изложенного, а также положений ч. 5 ст.ст. 200, 201 АПК РФ, суд первой инстанции правильно указал в решении, что УФРС по Самарской области не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 5698 485,70 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт и пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям статьей 18 и 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 г. по делу N А55-18949/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18949/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Открытое акционерное общество Международный аэропорт "Курумоч", Министерство имущественных отношений Самарской области