26 июня 2009 г. |
дело N А55-4620/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель Седова И.М.(доверенность от 10.06.2009),
от ответчика - представитель Колоденко Н.Н. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2009 года, в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 года по делу N А55-4620/2009 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению ОАО "Волгатранстерминал", г. Самара, к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Самары, г.Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгатранстерминал" (далее - заявитель, ОАО "Волгатранстерминал", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самары (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Самары, налоговый орган), заключающееся в неосуществлении государственной регистрации изменений, касающихся сведений об ОАО "Волгатранстерминал", но не связанных с внесением изменений в учредительные документы ОАО "Волгатранстерминал", об обязании ИФНС России по Ленинскому району г.Самары осуществить государственную регистрацию изменений касающихся сведений об ОАО "Волгатранстерминал", но не связанных с внесением изменений в учредительные документы ОАО "Волгатранстерминал" (касающиеся смены единоличного исполнительного органа).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 года заявление удовлетворено.
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Самары, не согласившись с решением суда от 17 апреля 2009 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 17 апреля 2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "Волгатранстерминал" в судебном заседании просил решение суда от 17 апреля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 17 апреля 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, 24 февраля 2009 года на заседании совета директоров ОАО "Волгатранстерминал" на должность единоличного исполнительного органа (директора) был назначен Шухоров Артем Андреевич.
ОАО "Волгатранстерминал", руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", 27 февраля 2009 года представило в Инспекцию ФНС Ленинского района г. Самары заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице (далее - заявление), не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также протокол заседания совета директоров ОАО "Волгатранстерминал" от 24.02.2009 N 70.
Факт принятия заявления налоговым органом подтверждается распиской в получении документов вх. N 529 от 27.02.2009 года, представленных заявителем.
Указанное заявление содержало сведения о новом единоличном исполнительном органе ОАО "Волгатранстерминал", избранном советом директоров ОАО "Волгатранстерминал" 24.02.2009.
Однако регистрационных действий налоговый орган не совершил.
Заявитель, посчитав, что бездействие налогового органа нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в частности, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данных иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения, указанных в пункте 1 данной статьи сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица.
Как установлено в судебном заседании, заявителем представлены все необходимые документы для осуществления регистрации, в том числе протокол внеочередного собрания участников общества от 01.09.2008 N 65 об избрании директором Шухорова А.А.
Однако в нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган не осуществил государственную регистрацию в течении пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, то есть до 06.03.2009.
Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что регистрационные действия налоговый орган не мог произвести, поскольку исполнял указание письма ФНС России N ШС-14-14/93ДСП@ от 12.02.2007, и направил копии пакета документов, представленных на государственную регистрацию заявителем в отдел регистрации налогоплательщиков Управление ФНС России по Самарской области, откуда ответ до сих пор не получен.
Однако вышеуказанные нормы федерального закона не предусматривают такого порядка осуществления регистрационных действий и налоговый орган как регистрирующий орган должен был действовать в строгом соответствии с порядком, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанное бездействие налогового органа является незаконным и необоснованным,
Согласно требованиям пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не доказал соответствия оспариваемых действий Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований ОАО "Волгатранстерминал".
Доводы, приведенные Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Самары в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 17 апреля 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г.Самары, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 года по делу N А55-4620/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4620/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Волгатранстерминал"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Самары