02 июля 2009 г. |
Дело N А55-1991/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Марчик Н.Ю., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления ФНС России по Самарской области - Быкова В.С. (доверенность от 14.08.2008 N 12-16/173),
представителя Инспекции ФНС России по Кировскому району г.Самары -Газизуллиной А.А. (доверенность от 11.12.2008 N 04-32/170/18643),
представителей ООО "Самконд" - Денисовой Л.В. (доверенность от 11.01.2009 N 5), Шикуновой С.А. (доверенность от 01.06.2009 N 11),
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2009 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2009 года по делу N А55-1991/2009 (судья Львов Я.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самконд", г.Самара,
к Инспекции ФНС России по Кировскому району г.Самары, г.Самара,
к Управлению ФНС России по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самконд" (далее - ООО "Самконд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета заявленных требований) о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары (далее - налоговый орган) от 19.11.2008г. N 12-14/481 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 09.02.2009г. N 03-15/02602 (л.д.5-7, 62).
Определением суда от 31.03.2009г. привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (л.д.75).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2009г. по делу N А55-1991/2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными оспариваемые решения налогового органа от 19.11.2008г. N 12-14/481 и Управления ФНС России по Самарской области от 09.02.2009г. N 03-15/02602 в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 7895,89 руб. за неполную уплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), предложения уплатить суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) единого налога на вмененный доход в размере 39479,45 руб. и соответствующих пеней, как несоответствующее в указанной части НК РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал (л.д.109-114).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества и принять по делу новый судебный акт (л.д.117-119).
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества и принять по делу новый судебный акт (л.д.132-135).
Общество отзыв на апелляционные жалобы не представило.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представители Общества отклонили апелляционную жалобу Управления.
Представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу Управления.
Представитель налогового органа поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представители Общества отклонили апелляционную жалобу налогового органа.
Представитель Управления поддержал апелляционную жалобу налогового органа.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 10.07.2008г. налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2008 г.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 09.10.2008г. N 12-13/682 и вынесено решение от 19.11.2008г. N 12-14/481, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 9384,4 руб. Указанным решением Обществу предложено уплатить суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) ЕНВД в размере 46922 руб. и соответствующих пеней в сумме 2000,12 руб.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, Общество в порядке ст. 138, 139 НК РФ, обратилось 29.12.2008г. в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Самарской области.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 09.02.2009г. N 03-15/02602 апелляционная жалоба ООО "Самконд" на решение ИФНС России по Кировскому району г.Самары от 19.11.2008г. N 12-14/481 оставлена без удовлетворения, решение налогового органа утверждено (л.д.51-53).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ в редакции Федерального закона от 17.05.2007г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступающей в силу с 01.01.2008г., для исчисления суммы ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров, используется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах".
С 01.01.2008г. уточнено понятие "торговое место", которое представляет собой место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (статья 346.27 НК РФ).
Соответственно, с 01.01.2008г. при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров, используется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах" с базовой доходностью 1800 руб. в месяц.
Площадь торгового места следует определять в соответствии с инвентаризационными и (или) правоустанавливающими документами на объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
При этом в целях применения главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Согласно ст. 346.27 НК РФ помещения для приема, хранения и подготовки товара к продаже не относятся к площади торгового зала.
Такая норма установлена только в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы: магазины и павильоны.
В отношении площади торгового места главой 26.3 НК РФ такая норма не применяется.
В связи с этим, даже если часть объекта торговли, не имеющего торгового зала, используется для приемки и хранения товара, физический показатель "площадь торгового места" будет равен общей площади объекта.
В связи с вышеуказанным, в площадь торгового места включаются все площади, отнесенные к нему согласно правоустанавливающим и инвентаризационным документам.
Следовательно, площадь места, где складируется товар или осуществляется его предпродажная подготовка, а также место для прохода покупателей следует учитывать при расчете ЕНВД. Фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать общей площади объектов, используемых для ведения розничной торговли.
Как видно из материалов дела, что в соответствии с условиями договора N 10 от 20.12.2007г. с ООО "ОР Ракита", акта приема-сдачи от 01.01.2008г. Обществу предоставлено в субаренду торговое место площадью 4 кв.м. и помещение для складирования площадью 38 кв.м. (л.д.30, 34).
В техническом паспорте нежилого помещения выделены склад площадью 37,9 кв.м. и торговый зал площадью 4 кв.м. (л.д.38).
В соответствии с условиями договора от 01.01.2008г. N 67 на предоставление мест с ЗАО Оптовый рынок "Самара", акта приема-передачи мест от 01.01.2008г. (л.д.45-50) Обществу предоставлены: торговое место площадью 4 кв.м., складское место площадью 34,4 кв.м., торговое место площадью 4 кв.м., складское место площадью 33,8 кв.м.
Положениями ст. 346.27 НК РФ даны понятия розничной торговли, стационарной торговой сети, площади торгового зала и торгового места.
Розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.
К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для про ведения торгов.
К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Площадь торгового зала представляет собой часть магазина, павильона (открытой площадки), занятой оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к которым относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом.
Торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть), используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.
В силу п.1-3 ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:
Применительно к виду предпринимательской деятельности "Розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв.м.", используется физический показатель "торговое место" и базовая доходность 9000.
По виду предпринимательской деятельности "Розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв.м.", используется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)" и базовая доходность 1800.
Из приведенных положений НК РФ в их совокупности следует, что в целях исчисления ЕНВД принимается физический показатель "торговое место" или "площадь торгового места".
Поэтому дополнительное начисление сумм налога, исходя из площади предоставленных налогоплательщику складских мест, складов или помещений для складирования, выделенных в указанных выше договорах в качестве самостоятельных предметов аренды (субаренды), не основано на положениях налогового законодательства.
Суда первой инстанции сделал правильный вывод, что при расчете ЕНВД налоговый орган ошибочно исходил из передачи Обществу единых торговых мест площадью 38,4 кв.м., 37,8 кв.м. и 38 кв.м., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела и заключенным договорам.
Налоговый орган не доказал, что вся площадь используется для совершения сделок купли - продажи или размещения объектов организации розничной торговли, то есть используется в целях, отвечающих критериям торгового места.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в данной части.
Суд первой инстанции правомерно признал недействительным в соответствующей части и решение УФНС России по Самарской области от 09.02.2009г. N 03-15/02602.
Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах (п.п. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ).
В силу п.п. 2 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, в том числе и обязанности в части непосредственного применения налогового законодательства.
В соответствии с положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Должностные лица УФНС России по Самарской области, рассматривая доводы Общества по апелляционной жалобе на решение нижестоящего налогового органа, не исследовали фактические обстоятельства осуществления Обществом розничной торговли, не применили подлежащие применению положения главы 26.3 НК РФ и не удовлетворили в соответствующей части законные требования ООО "Самконд" по отмене решения ИФНС России по Кировскому району г. Самары от 19.11.2008г. N 12-14/481.
Указанным решением УФНС России по Самарской области также нарушены охраняемые законом права налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями п.9 ст.101 НК РФ решение налогового органа в случае подачи апелляционной жалобы вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что именно оспариваемое решение УФНС России по Самарской области послужило основанием для исполнения ИФНС России по Кировскому району г. Самары своего решения от 19.11.2008г. N 12-14/481.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования о признании недействительными оспариваемых решений в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 7895,89 руб. за неполную уплату ЕНВД, предложения уплатить суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) ЕНВД в размере 39479,45 руб. и соответствующих пеней.
Доводы апелляционных жалоб были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка.
В настоящих апелляционных жалобах ИФНС по Кировскому району г.Самары и Управление ФНС России по Самарской области не представили доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
Таким образом, в обжалуемой части судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на заявителей жалоб, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2009 года по делу N А55-1991/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1991/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Самконд"
Ответчик: Управление ФНС России по Самарской области, Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Самары
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-741/10
25.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-741/10
29.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-1991/2009
02.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4547/2009