16 июля 2009 г. |
Дело N А65-5119/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ИФНС России по г.Кирову - представитель не явился, извещена,
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от третьего лица: ООО "ТригерКом" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2009 года апелляционную жалобу ИФНС России по г.Кирову
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2009 года по делу N А65-5119/2009, судья Егорова М.В., принятое по заявлению жалобы ИФНС России по г.Кирову, г.Киров, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: ООО "ТригерКом", г.Киров,
о признании недействительным решения от 29 декабря 2008 года N 33830А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "СтройМат",
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Кирову обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан от 29 декабря 2008 года N 33830А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица общества с ограниченной ответственностью "СтройМат" (далее - ООО "СтройМат", новое наименование - ООО "Тригерком", общество).
Решением суда от 12 мая 2009 года в удовлетворении заявления ИФНС России по г.Кирову отказано на том основании, что действия Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "СтройМат", и принятию оспариваемого решения являются законными и не нарушают законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда от 12 мая 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные ИФНС России по г.Кирову требования о признании недействительным решения от 29 декабря 2008 года N 33830А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "СтройМат", ссылаясь на незаконность оспариваемого решения. В данном случае лицом, обращающимся за совершением юридически значимых действий, является ООО "СтройМат", в связи с чем оно и должно быть указано в платежном документе в качестве плательщика госпошлины. Приложенная к заявлению по форме Р13001 платежная квитанция не могла быть принята регистрирующим органом, так как в квитанции указан плательщик Перевозщиков С.В., а не юридическое лицо. Кроме того, организация должна уплатить госпошлину в безналичной форме со своих банковских счетов; факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении. Указание недостоверных сведений в учредительных документах относительно адреса общества препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, что нарушает права ИФНС России по г.Кирову.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройМат" 22 декабря 2008 года подало в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан заявления формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (сведения об изменении адреса места нахождения юридического лица: 610035, Кировская область, г. Киров, ул. Калинина, д.59а, сведения об изменении наименования юридического лица: ООО "ТригерКом") и формы NР14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения об участниках юридического лица - физических лицах, сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица).
Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан на основании положений Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) были приняты решения N 33830А от 29 декабря 2008 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и N 33829А от 29 декабря 2008 года о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением в учредительные документы, о чем внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ за N 2081690921343 и за N 2081690921376 соответственно. Регистрационное дело было направлено в регистрирующий орган по новому адресу юридического лица - в ИФНС России по г. Кирову.
При постановке на учет заявителем были осуществлены контрольные мероприятия, направленные на уточнение места нахождения юридического лица, в результате которых было установлено, что ООО "ТригерКом" по адресу, указанному в учредительных документах, не находится (протокол осмотра помещения от 13 января 2009 года).
Посчитав, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СтройМат", осуществлена Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан с нарушением положений Федерального закона N 129-ФЗ, ИФНС России по г. Кирову обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании решения N 33830А от 29 декабря 2008 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительным.
В силу ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из подпункта "в" п.1 ст.5 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Пункт 1 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма N 13001). В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Пункт 2 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Проанализировав содержание п.1 ст.25 Федерального закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.
Основания для отказа в государственной регистрации определены в ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ, в частности, основанием для отказа является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Других оснований, связанных с достоверностью сведений, указанных в заявлении юридического лица, закон не содержит.
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что при подаче ООО "СтройМат" в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, им были соблюдены вышеназванные условия, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан не было законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Согласно ст.18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица, что и было сделано Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Татарстан в данном случае.
Представление юридическим лицом недостоверных сведений в регистрирующий орган в соответствии с пунктами 1, 2 ст.25 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для привлечения его к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, или для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство не предусматривает в качестве последствия данного нарушения недействительность решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ.
Протоколом осмотра установлено, что на момент проведения проверки общество отсутствовало по адресу, указанному в учредительных документах: Кировская область, г.Киров, ул. Калинина, д.59а.
Между тем отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату регистрации.
Кроме того, обществом на регистрацию был представлен договор аренды нежилого помещения от 17 декабря 2008 года, в соответствии с которым, индивидуальный предприниматель Верхотурова О.А. (арендодатель), являющаяся собственником помещения, расположенного по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Калинина, д.59а, (свидетельство о праве собственности от 06 марта 2007 года - л.д.27), передает в аренду ООО "СтройМат" помещение общей площадью 230,3 кв.м по указанному адресу для использования его под офис. Факт представления указанного договора в регистрирующий орган подтверждается распиской от 22 декабря 2008 года (л.д.20).
Представление в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся нового местонахождения юридического лица, указанное налоговым органом в качестве основания признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "СтройМат", не может само по себе свидетельствовать о незаконности произведенной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в данном случае требования главы 6 Федерального закона N 129-ФЗ, регламентирующие порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены обществом при обращении в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что заявителем при указанной государственной регистрации выступил Перевозщиков С.В., являющийся директором ООО "СтройМат" (решения участника от 17 декабря 2008 года N 2, N 3, договор безвозмездной уступки доли от 17 декабря 2008 года), полномочия которого подтверждены нотариально. Его подпись на представленном в налоговый орган заявлении свидетельствовала, что все сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Довод ИФНС России по г. Кирову о том, что документ об уплате государственной пошлины, представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СтройМат", не может считаться представленным, поскольку плательщиком госпошлины является ненадлежащее лицо, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В соответствии со ст.333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (ст.333.17 НК РФ).
В данном случае заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, выступило физическое лицо Перевозщиков С.В., являющееся в соответствии с учредительными документами (л.д.21-25) единственным участником и директором ООО "СтройМат" (в настоящее время ООО "ТригерКом").
На основании изложенного, поскольку государственная пошлина была уплачена лицом, обращающимся в регистрирующий орган за совершением юридически значимого действия (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица), то суд считает, что она была уплачена уполномоченным лицом и у налогового органа не имелось законных оснований для непринятия квитанции, в которой в качестве плательщика был указан единственный учредитель и директор общества - Перевозщиков С.В.
Иных оснований признания государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СтройМат", ИФНС России по г. Кирову не указывалось ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из предмета заявленных требований, ИФНС России по г. Кирову просит признать недействительным решение N 33830А от 29 декабря 2008 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Однако указанная государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица ООО "СтройМат" (в настоящее время ООО "ТригерКом"), произведена Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан на основании решения N 33829А от 29 декабря 2008 года. Решение же N 33829А от 29 декабря 2008 года принято в связи с внесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения об участниках юридического лица - физических лицах, сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица). Следовательно, признание недействительным решения N 33830А от 29 декабря 2008 года без признания недействительным решения N 33829А от 29 декабря 2008 года приведет к таким негативным последствиям, как содержание в ЕГРЮЛ недостоверной информации в отношении участников общества, что в свою очередь может повлечь нарушение прав граждан, юридических лиц и органов государственной власти, обратившихся в регистрирующий орган за информацией в отношении интересующего их юридического лица.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 12 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ИФНС России по г.Кирову, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2009 года по делу N А65-5119/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г.Кирову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5119/2009
Истец: ИФНС России по г. Кирову, г. Киров
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ТригерКом", г. Киров
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5105/2009