Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 17 июня 2006 г. N вн 2.2-1/953
по проекту федерального закона N 151947-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу совершенствования жилищного законодательства), вносится депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, В.А. Рыжковым, М.М. Задорновым и др.
(повторно, первое чтение)
Повторно рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается заменить существующее в Жилищном кодексе Российской Федерации понятие индивидуальный жилищный фонд на жилищный фонд некоммерческого использования. Обращаем внимание на то, что термин некоммерческое пользование жилыми помещениями не раскрыт, и это может вызвать на практике не однозначное его толкование. Очевидно предполагается, что указанное пользование может осуществляться на возмездной основе, однако собственники таких помещений не ставят цели извлечения из этого прибыли.
Помимо этого обращаем внимание на то, что органы государственной власти и местного самоуправления далеко не всегда являются собственниками жилых помещений, а выступают от лица собственников - государства или муниципального образования.
2. Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой, предполагающей установление учетной нормы площади жилого помещения для граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний с учетом их права пользования дополнительной площадью по состоянию здоровья. Обращаем внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 января 2005 года указанные граждане утратили право на дополнительную площадь. Однако, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.
3. Пунктом 8 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 2, предусматривающей перечень отдельных категорий граждан, на которых не распространяется норма об ухудшении жилищных условий. К таким гражданам относятся граждане не обладавшие по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением. Неясно, что является самостоятельным правом пользованием жилым помещением, поскольку в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи как собственника, так и нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником или нанимателем.
4. Пункт 15 статьи 1 проекта предусматривает сохранение договора найма специализированного жилого помещения в случае смены его собственника (владельца). Данное изменение следует отразить и в положении о выселении из специализированного жилого помещения, содержащемся в части 4 статьи 103 Жилищного кодекса.
5. В пункте 3 статьи 2 законопроекта говорится об изолированных жилых помещениях, однако, исходя из смысла статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, неизолированные помещения не могут считаться жилыми.
Помимо этого согласно указанному пункту жилые помещения, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям, "подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации оформлению в муниципальную собственность...", в связи с чем обращаем внимание на действующую с 2002 года норму Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которой жилые помещения, входящие в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, "подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством" (статья 30 Закона). Таким образом, проект дублирует действующую норму о передаче жилых помещений, но не восполняет пробел в правовом регулировании процесса такой передачи.
6. По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование законопроекта следует скорректировать и изложить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования жилищного законодательства
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится.
Пункты в законопроекте должны обозначаться арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой, в конце пункта должна стоять точка с запятой.
По статье 1 законопроекта:
в абзаце первом слова "законодательства РФ, 03.01." заменить словами "законодательства Российской Федерации,";
в конце пунктов 2 и 3 вместо точки поставить точку с запятой;
пункт 3 необходимо оформить следующим образом:
3) часть 7 статьи 32 после слов "места проживания," дополнить словами "...........";
в пункте 4:
абзац второй необходимо оформить следующим образом:
"Статья 40.1. Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира)
в абзаце третьем слова "и/или" заменить словами "и (или)", в конце перед закрывающими кавычками необходимо поставить точку, а после закрывающих кавычек вместо точки поставить точку с запятой;
в конце пункта 5 перед закрывающими кавычками необходимо поставить точку, а после кавычек вместо точки поставить точку с запятой;
по пункту 6:
в связи со структурой Жилищного кодекса Российской Федерации части статьи не имеют абзацев, поэтому часть 2 статьи 49 можно дополнить предложением, либо статью 49 дополнить частью 2.1. В связи с вышеизложенным предлагаем пункт 6 оформить следующим образом:
1 вариант (дополнение предложением):
6) часть 2 статьи 49 дополнить предложением следующего содержания: "К малоимущим...............Федерации.";
2 вариант (дополнение частью 2.1):
6) статью 49 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. К малоимущим.....................Федерации.";
по пункту 7:
абзац второй необходимо оформить следующим образом:
часть 2 после слов "............" дополнить словами "...........";
часть 5 статьи 50 можно дополнить предложением, либо статью 50 дополнить частью 5.1, поэтому при дополнении предложением абзацы третий и четвертый необходимо объединить в один, изложив его следующим образом:
часть 5 дополнить предложением следующего содержания: "Учетная ............... здоровья.";
при дополнении частью 5.1 абзацы третий и четвертый необходимо оформить следующим образом:
дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. Учетная...............здоровья.";
пункт 8 необходимо оформить следующим образом:
8) в статье 53:
слово "Граждане" заменить словами "1. Граждане"; дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. Действие............в случаях:
1) вселения............эти граждане:
а) не обладали............помещением;
б) состояли............значения;
в) безвозмездно...............власти;
2) расторжения.....................ренты;
3) признания..................порядке.";
в абзаце втором пункта 9 слова "При предоставлении" заменить словами "1. При предоставлении", в конце перед закрывающими кавычками необходимо поставить точку, а после кавычек вместо точки поставить точку с запятой;
в конце пунктов 10 и 11 вместо точки поставить точку с запятой;
по пункту 12:
часть 2 статьи 89 можно дополнить предложением, либо статью 89 дополнить частью 2.1, поэтому предлагаем 2 варианта изложения пункта 12:
1 вариант:
12) в части 2 статьи 89 слова "члены его семьи" заменить словом "лица", дополнить предложением следующего содержания: "Если...............Кодекса.";
2 вариант:
12) в статье 89:
в части 2 слова "члены его семьи" заменить словом "лица";
дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Если............Кодекса.";
в конце пунктов 13 и 14 вместо точки поставить точку с запятой; пункт 15 необходимо оформить следующим образом:
15) в части 2 статьи 102 слово "влечет" заменить словами "не влечет", слова ", за исключением...............помещения" исключить;
пункт 16 необходимо оформить следующим образом:
16) в статье 159:
часть 1 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Размер ...............стандарта.";
часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Право...............помещения.";
в пункте 17 слово "имущества" исключить в обоих случаях.
По статье 2 законопроекта:
абзац первый и пункты 1-3 необходимо оформить следующим образом:
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 2 признать утратившей силу;
2) в части 2 статьи 6 третье предложение изложить в следующей редакции:
"Гражданам,.........очередь.", дополнить предложением следующего содержания:
"Указанным.........порядке.";
3) статью 7 изложить в следующей редакции: "Статья 7
Жилые.........помещения.";
по пунктам 4 и 5: данные пункты необходимо снять. Исключение цифр из пункта 3 статьи 672 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и замена слов в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" уже были произведены со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Предлагаемые данными пунктами изменения необходимо оформить самостоятельными статьями законопроекта, поскольку вносить предлагаемые изменения необходимо в основные законодательные акты, а именно в пункт 3 статьи 672 части второй Гражданского кодекса и часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, законопроект следует дополнить статьями 4 и 5 следующего содержания:
Статья 4
Пункт 3 статьи 672 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2005, N 1, ст. 15) после цифр "680," дополнить цифрами "681,".
Статья 5
В части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864; 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918; 2005, N 1, ст. 15) слова "по договорам социального найма после 1 марта 2005 года" заменить словами ", принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации".
пункт 6 считать соответственно пунктом 4;
пункты 7 и 8 считать соответственно пунктами 5 и 6 и оформить следующим образом:
5) статью 14 признать утратившей силу;
6) в статье 20 слова "до 1 января 2007 года" исключить.
Статью 3 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 3
Пункт 4 статьи 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2001, N 21, ст. 2063; 2005, N 1, ст. 39) дополнить абзацем следующего содержания: "Отчуждение...............обязательств.".
В случае принятия замечаний по статье 2 законопроекта, статьи законопроекта необходимо расположить в хронологическом порядке (по дате подписания).
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.