29 июля 2009 г. |
Дело N А55-3596/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Котлова И.В., доверенность от 17 июля 2008 г.;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Зарифов И.Р., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-03;
от третьих лиц:
от Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Самарская Лука" - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - Куценко Д.В., доверенность от 19 мая 2009 г. N 400,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2009 г.
по делу N А55-3596/2009 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альпари", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука", г. Жигулевск, Самарская обл.,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альпари" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды от 22 сентября 2005 г. N 19, изложенного в сообщении от 02 декабря 2008 г. N 01/273/2008-394, и обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 02 декабря 2008 г. N 01/273/2008-394 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка по адресу: Самарская область, Волжский район, Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 28, не соответствует п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда, третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что оформление ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука" договора от 22 сентября 2005 г. N 19 аренды спорного земельного участка в отсутствие зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука" на данный земельный участок также является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Арбитражный суд Самарской области в обжалуемом судебном акте необоснованно установил, что моментом возникновения гражданско-правового отношения является момент проведения конкурса на заключение договора аренды, в связи с чем постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 47 "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка" не может быть применено к договору аренды спорного земельного участка от 22 сентября 2005 г. N 19.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Арбитражный суд не применил закон, подлежащий применению, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 47 "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка", что является в соответствии со ст. 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука", обладающее, в том числе, спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе было распорядиться этим земельным участком.
Применение к спорным правоотношениям по распоряжению земельным участком, отнесенным к категории земель особо охраняемых территорий, Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 926, без учета положений гражданского и земельного законодательства является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
На момент проведения вышеуказанного конкурса надлежащим организатором торгов мог быть исключительно Российский фонд федерального имущества (его отделения), а не ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука".
Проведение Управлением Росприроднадзора по Самарской области государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования "Выбор места размещения базы отдыха ООО "Альпари" на территории национального парка "Самарская Лука" в Рождественском лесничестве", не свидетельствует о регистрации договора аренды от 22 сентября 2005 г. N 19 в Управлении Росприроднадзора по Самарской области, так как согласование договора представляет собой отдельную процедуру.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель регистрирующего органа считает решение суда подлежащим отмене.
В судебное заседание представитель федерального государственного учреждения "Национальный парк "Самарская Лука" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании протокола от 20 сентября 2005 г. N 17 конкурсной комиссии по проведению конкурса на право аренды участков особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории национального парка "Самарская Лука" (т. 1 л.д. 27-28), между федеральным государственным учреждением Национальный парк "Самарская Лука" и обществом с ограниченной ответственностью "Альпари" 22 сентября 2005 г. заключен договор N 19 о предоставлении в аренду земельного участка размером 1,445 га под базу отдыха по адресу: Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 28, выдел 43 (т. 1 л.д. 18-20).
Согласно пункту 1.1. данного договора Арендодатель обязуется представить Арендатору во временное пользование земельный участок размером 1, 445 га под базу отдыха. Адрес участка: Самарская область, Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 28, выдел 43. Категория земли: земли особо охраняемой природной территории. Зона обслуживания посетителей.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 63:17:02 13 013:0020 (т. 1 л.д. 22-23).
19 ноября 2008 г. заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора от 22 сентября 2005 г. N 19 о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1 л.д. 24-25).
Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области сообщением от 02 декабря 2008 г. N 01/273/2008-394 отказало в государственной регистрации договора аренды (т. 1 л.д. 13-17).
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Одним из оснований отказа в государственной регистрации договора аренды регистрирующим органом указано, что государственная регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Едином государственном реестре прав отсутствует регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Данный довод правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку право собственности Российской Федерации на национальные парки закреплено законом.
В частности, согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли национальных парков находятся в федеральной собственности.
В связи с этим требование регистрирующего органа о наличии обязательной регистрации права федеральной собственности на национальный парк при решении вопроса о государственной регистрации договора аренды является неправомерным, так как такое право закреплено за Российской Федерацией в силу закона.
Довод подателя жалобы о том, что представленный на регистрацию договор аренды не соответствует нормам действующего законодательства, является необоснованным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ "из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности _ национальными парками, за исключением случаев, установленных ст. 95 ЗК РФ.".
Согласно ст. 95 ЗК РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка на территории национального парка в аренду на момент объявления конкурса и заключения договора о предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов на территории Национального парка "Самарская Лука" регулировался Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 926.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территориях национальных парков, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, предоставляются в пользование на основании договора аренды при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка.
Пунктом 5 Положения определено, что предоставление земельных участков, природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, может осуществляться на срок до 50 лет.
В соответствии с пунктом 6 Положения земельные участки, природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона.
Конкурсной комиссией был проведен конкурс на право аренды участков особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Национального парка "Самарская Лука".
Заявитель, участвовавший в конкурсе, имел лицензию на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, выданную Федеральной службой лесного хозяйства России (т. 1 л.д. 42).
Пунктом 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды.
По результатам конкурса, оформленным протоколом конкурсной комиссии от 20 сентября 2005 г. N 17 (т. 1 л.д. 27-28), между ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" и заявителем заключен договор о предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов на территории национального парка "Самарская Лука" от 22 сентября 2005 г. N 19.
Согласно п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 926, договор регистрируется в государственном органе, в ведении которого находится национальный парк. Согласно п. 5.1. Положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука", а также Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370, национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Росприроднадзора.
Довод Теруправления о том, что договор аренды, заявленный на регистрацию не был зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, суд считает неправомерным, поскольку в материалах дела имеется заключение экспертной комиссии по рассмотрению материалов экологического обоснования выбора места размещения базы отдыха "Альпари" на территории национального парка "Самарская Лука" в Рождественском лесничестве для ООО "Альпари" (т. 1 л.д. 32-38).
Данным заключением установлена возможность размещения базы отдыха на спорном земельном участке, что свидетельствует об одобрении предоставления участка на условиях аренды.
Таким образом, Обществом требование о регистрации (согласовании) договора в уполномоченном органе исполнено.
Ссылка Теруправления на нарушение порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 47, несостоятельна, поскольку согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Исходя из этого определения, акт государственной регистрации не является юридическим фактом, из которого возникает правоотношение.
Моментом возникновения гражданско-правового отношения в данном случае является момент проведения конкурса на заключение договора аренды (сентябрь 2005 г.), а не момент обращения за государственной регистрацией договора, в связи с чем применение действующего в этот период порядка предоставления в аренду земельных участков на территориях национальных парков, урегулированного Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 926, является правомерным.
Доводы подателя жалобы о ничтожности договора аренды от 22 сентября 2005 г. N 19, исходя из того, что Национальный парк в соответствии с земельным законодательством, действовавшим на дату заключения с Обществом договора аренды земельного участка, расположенного в границах национального парка, не вправе был распоряжаться земельным участком, закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются также неосновательными в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий и объектов применяется законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Таким образом, к отношениям по использованию и охране особо охраняемых природных территорий применяется Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", устанавливающий специальные правила, регулирующие отношения по владению, использованию и распоряжению земельными участками и совершению с ними сделок.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды земельного участка от 22 сентября 2005 г. N 19, при наличии соответствующей лицензии ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.
Данная статья была изложена в новой редакции только Федеральным законом от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ.
При таких обстоятельствах на дату проведения конкурса (сентябрь 2005 г.) Национальный парк в соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", пунктами 2, 6 Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 г. N 926, вправе был распоряжаться земельным участком, расположенным на территории национального парка.
Кроме того, как уже указывалось выше, договор аренды от 22 сентября 2005 г. N 19 был заключен на основании проведенного Национальным парком конкурса на право аренды участков особо охраняемых территорий, расположенных на территории Национального парка (протокол от 20 сентября 2005 г.).
Согласно положениям ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Однако из материалов дела следует, что торги в установленном законом порядке никем не оспорены, в связи с чем ссылка подателя жалобы на ничтожность договора аренды является несостоятельной.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 29 апреля 2009 г. по делу N А55-8378/2008 указал, что вывод суда апелляционной инстанции о признании договора ничтожным в связи с тем, что ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" в соответствии с земельным законодательством, действующим на дату заключения с ответчиком договора от 22 сентября 2005 г. N 19 аренды земельного участка, не вправе был распоряжаться земельным участком, является ошибочным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ регистрирующего органа от 02 декабря 2008 г. N 01/273/2008-394 в государственной регистрации договора аренды земельного участка не соответствует требованиям п. 1 ст. 20 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как препятствует осуществлению права пользования арендуемым земельным участком в соответствии с условиями договора аренды от 22 сентября 2005 г. N 19, в связи с чем в соответствии с положениями ст.ст. 198, 201 АПК РФ заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2009 г. по делу N А55-3596/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3596/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Альпари"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука", Территориальное управление Федерального аоентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 437/10
17.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-437/10
28.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-437/10
19.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-437/10
22.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-3596/2009
29.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5557/2009