Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан в целях повышения уровня оказания квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации и устранения ряда пробелов, выявленных в ходе реализации Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон), а также в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы".
Адвокатура - институт, на который возложена реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим адвокаты подчинены особо повышенным требованиям честности и морали, основанным на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии. Законодательство многих зарубежных стран предъявляет высокие требования морально-этического характера для лиц, желающих стать адвокатами. Например, не могут стать адвокатами лица, совершившие административный проступок или поступок, не соответствующий имиджу адвокатуры. Российское законодательство в этом вопросе неоправданно либерально, в связи с чем законопроект предлагает ограничить доступ в адвокатуру лиц, имевших судимость за совершение умышленного преступления, независимо от ее снятия или погашения, а также предусмотреть, что лица, чей статус адвоката был прекращен по дискредитирующим основаниям, не могут претендовать на получение вновь этого статуса в течение длительного периода времени. Кроме того, действующая формулировка пункта 1 статьи 2 Закона позволяет адвокату заниматься фактически любым видом деятельности, что ставит под сомнение статус адвоката как независимого советника по правовым вопросам. В связи с этим проектом предлагается ограничить право адвокатов заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью.
Ряд положений проекта направлен на устранение пробелов в нормативно-правовом регулировании подзаконного уровня. Так, Законом установлена обязанность адвоката в предусмотренных федеральным законом случаях иметь ордер на исполнение поручения. В этих случаях ордер является одним из документов, на основании которого адвокат допускается к участию в судопроизводстве. В то же время, Законом урегулирован только вопрос о форме ордера, порядок же изготовления, выдачи и учета ордеров не установлен. Законопроектом предлагается наделить федеральный орган юстиции, утверждающий в настоящее время форму ордера, правом утверждать и названный порядок.
Также проектом предусматривается ведение сводного реестра адвокатов Российской Федерации и сводного реестра адвокатских образований и их филиалов на территории Российской Федерации. Отсутствие в настоящее время таких реестров негативно сказывается на доступности для граждан и организаций информации о лицах и организациях, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. Ведение сводных реестров предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, соответственно передав от адвокатской палаты субъекта Российской Федерации его территориальному органу полномочие по ведению реестра адвокатских образований и их филиалов на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный орган юстиции в этом случае должен быть наделен полномочием по утверждению соответствующих порядков.
Закон относит к компетенции органов адвокатского сообщества утверждение положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на приобретение статуса адвоката (утверждается советом Федеральной палаты адвокатов), и кодекса профессиональной этики адвоката (утверждается Всероссийским съездом адвокатов). Однако эти акты затрагивают права неограниченного круга лиц и носят нормативный характер, в связи с чем проектом предлагается передать полномочия по утверждению указанного положения федеральному органу юстиции, а также закрепить непосредственно в самом Законе основные моменты, касающиеся дисциплинарной ответственности адвокатов, в том числе устанавливающие срок дисциплинарного разбирательства и срок применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности. Также предлагается закрепить в Законе право судебного обжалования заинтересованными лицами, организациями и органами решений президентов адвокатских палат, квалификационных комиссий и советов адвокатских палат по данному вопросу.
Одной из неоспоримых позитивных новелл Закона при его принятии явились нормы о квалификационных комиссиях, состав которых был призван подчеркнуть публично-правовую природу института адвокатуры. Однако предусмотренный Законом порядок принятия решений о наделении статусом адвоката указанными комиссиями фактически сводит этот позитив на нет, поскольку решение может быть принято пятью членами комиссии из тринадцати. В этой связи законопроект предлагает изменить кворум, необходимый для принятия таких решений, с простого большинства от числа присутствующих на заседании, на квалифицированное, исчисляемое от общего числа членов комиссии.
Публично-правовым характером деятельности адвокатских палат обусловлены предложения законопроекта, предусматривающие информирование палатами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области адвокатуры, и его территориальных органов о наиболее важных решениях палат, касающихся обеспечения доступности юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, определения порядка оказания адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, ряда других вопросов, имеющих значение для граждан, организаций, судебных и правоохранительных органов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать установлению справедливого баланса между законодательно гарантированной обществу честностью и добросовестностью адвоката и принципами независимости, самоуправления и корпоративности российской адвокатуры.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации не потребуется.
Депутаты |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.