Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 июня 2006 г. N 88
по проекту федерального закона N 299752-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гребенниковым, М.В. Емельяновым, А.В. Митрофановым, А.В. Островским, С.Н. Решульским, А.В. Чуевым
Досье на проект федерального закона
Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 299752-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гребенниковым, М.В. Емельяновым, А.В. Митрофановым, А.В. Островским, С.Н. Решульским, А.В. Чуевым.
Данным законопроектом предлагается устранить ряд пробелов, выявленных в процессе реализации Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", и создать дополнительные возможности для получения гражданами квалифицированной юридической помощи.
В соответствии с заявленными целями представленный законопроект предусматривает установление дополнительного регулирования процедур, связанных с наделением лица адвокатскими полномочиями либо приостановлением или прекращением у него адвокатского статуса, а также применение некоторых правовых новаций в процессе осуществления адвокатской деятельности.
Предлагается уточнить требования к форме ордера, выдаваемого адвокату в качестве подтверждения его полномочий при участии в судопроизводстве; порядок изготовления, выдачи и учета данных ордеров, возложив соответствующие функции на федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Предусматривается введение мер дисциплинарной ответственности адвокатов и устанавливаются правила осуществления в их отношении дисциплинарного производства. Закрепляется положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и об оценке знаний претендентов на присвоение статуса адвоката, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции совместно с советом Федеральной палаты адвокатов. Детально регулируются процедуры ведения реестра адвокатов на территории субъектов Российской Федерации и сводного реестра адвокатов России. Уточняются некоторые аспекты оформления и направления территориальными органами государственной регистрации представлений для приостановления статуса адвоката, а также создаются правовые основы для осуществления некоторых других юридически значимых действий и процедур, необходимых в процессе реализации адвокатской деятельности.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что концепция предложенного законопроекта в целом соответствует Конституции Российской Федерации, основным положениям Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и другим законодательным актам Российской Федерации.
Законопроект направлен на правовое регулирование отношений, возникающих между адвокатским сообществом и государством. Предлагаемые новации будут способствовать значительному уменьшению количества случаев затягивания судебных процессов по причине неявок адвокатов, вызванных не процессуальными, а иными, не связанными с осуществлением судопроизводства, причинами.
Законопроектом предусматривается сокращение сроков принятия решений органами адвокатского сообщества по представлениям органов Росрегистрации.
Поддерживая в целом принятие законопроекта в первом чтении, Комитет обращает внимание на необходимость дополнительной проработки ряда вопросов при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Так, требует уточнения предлагаемый круг ограничений видов деятельности, которой не вправе заниматься адвокат. Учитывая, что эти ограничения, как справедливо отмечается в заключении Федеральной палаты адвокатов, направлены на исключение зависимости адвоката в первую очередь от государственных структур, Комитет отмечает, что они также должны исключать его зависимость и от иных структур любой формы собственности, а также от формы осуществления им деятельности в этих структурах. Вместе с тем, особого внимания заслуживает вопрос о возможности адвоката приобретать пакеты акций, доли в ООО и распоряжаться ими, быть членов совета директоров предприятий.
Отмечая позитивность предлагаемых нововведений в пункт 2 статьи 6 Федерального закона, направленных на создание единого во всей Российской Федерации порядка утверждения формы адвокатских ордеров, порядка их изготовления, учета, хранения, выдачи и использования, Комитет считает, что авторами предложен не самый удачный механизм решения указанного вопроса, и его также будет необходимо доработать при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Поддерживая нововведения, вводимые в статью 7 Федерального закона, определяющую обязанности и ответственность адвоката (например, определение в законе видов дисциплинарных взысканий), Комитет соглашается с мнением Федеральной палаты адвокатов по вопросу необходимости устранения возможности обращения с жалобой на адвоката для неопределенного круга лиц.
Требует изучения дополнение подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона (запрет на занятие адвокатской деятельностью для лиц, имевших судимость за умышленное преступление, независимо от ее погашения и (или) снятия).
Нуждается в уточнении механизм ведения органами госрегистрации реестра адвокатских образований. Полагаем, что не существует реальной необходимости передавать осуществление этой функции от органов адвокатского сообщества государственным органам. Достаточно возложить на органы адвокатского сообщества обязанность периодически (например, раз в месяц) сообщать органам Росрегистрации о произошедших изменениях.
Предусмотренное новой редакцией статьи 17 Федерального закона сокращение сроков рассмотрения представлений Росрегистрации с трех до одного месяца, по мнению Комитета, излишне радикально. Поэтому следует рассмотреть вопрос о сокращении сроков до полутора месяцев.
Следует дополнительно рассмотреть вопросы, касающиеся взаимоотношений федерального органа государственной регистрации и адвокатуры в части сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.
Требуют изучения и другие вопросы.
Наряду с перечисленными замечаниями при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо уточнить отдельные формулировки с учетом мнения Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Комитет считает необходимым особо отметить, что совершенствование законодательства, регулирующего деятельность адвокатских образований, органов адвокатского самоуправления и адвокатов, в целом поддерживается Федеральной палатой адвокатов (письмо ФПА N 284-06/06 от 14 июня 2006 года).
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "30" июня 2006 года
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.