Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ
по финансовым рынкам и денежному обращению от 23 мая 2006 г. N 3.7-08/260
по проекту федерального закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению рассмотрел проект федерального закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Настоящий законопроект направлен на расширение спектра финансовых инструментов на рынке ценных бумаг и обеспечение доступа российских инвесторов к иностранным рынкам капитала через организацию рынка российских депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги.
Законопроектом вводится новый вид эмиссионной ценной бумаги - российская депозитарная расписка (далее - РДР), удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента РДР получения взамен РДР соответствующего количества представляемых ценных бумаг, оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем РДР прав по представляемым ценным бумагам, включая получение выплат, которые причитаются по представляемым ценным бумагам.
РДР является ценной бумагой на предъявителя и выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Эмитентом РДР может быть только депозитарий, отвечающий установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и осуществляющий депозитарную деятельность не менее 3 лет.
Законопроектом устанавливаются особенности эмиссии и обращения РДР. Процедура эмиссии сокращена на два этапа - принятие решения о размещении РДР и государственную регистрацию отчета об итогах выпуска. Последний этап заменен на ежеквартальный отчет об итогах размещения РДР. Это связано с тем, что срок размещения РДР не ограничен.
Установлены дополнительные требования к информации, содержащейся в решении о выпуске и проспекте РДР, дополнительные основания для отказа в государственной регистрации выпуска РДР. Определены условия, при соблюдении которых допускается публичное размещение и обращение РДР.
Законопроектом устанавливаются также иные необходимые особенности эмиссии и обращения РДР. Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний.
Проектом предлагается установить, что депозитарий оказывает депоненту услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат, в соответствии с решением о выпуске РДР. На наш взгляд, данная норма, устанавливающая основание оказания депоненту услуги депозитарием, касается частного случая выпуска депозитарием РДР. В процессе обычной депозитарной деятельности отношения между депозитарием и депонентом регулируются депозитарным договором (статья 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), В связи с этим, по нашему мнению, не следует исключать общую норму, согласно которой именно в соответствии с депозитарным договором депозитарий имеет право на поступление на свой счет доходов по ценным бумагам, хранящихся с целью перечисления на счета депонентов (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Отдельного обсуждения требуют вопросы, связанные с налогообложением доходов, полученных в связи с обращением РДР.
С учетом изложенного Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению поддерживает концепцию проекта федерального закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" при условии его дальнейшей доработки.
Председатель Комитета |
С.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.