Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 30 мая 2006 г. N вн. 2.2-1/1778
по проекту федерального закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
по поручению Совета Государственной Думы
от 16 мая 2006 года (протокол N 158, пункт 33)
По указанному законопроекту Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Данным законопроектом вводится новый вид эмиссионной ценной бумаги - депозитарная расписка, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг), а также особенности процедуры эмиссии, размещения и обращения таких расписок.
Пунктом 1 статьи 27.5.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон), вводимой законопроектом, предусмотрено, что эмитентом российских депозитарных расписок является депозитарий, на которого в последующем проект возлагает обязанность по оказанию услуг по хранению сертификатов таких ценных бумаг. Полагаем, что совмещение одним лицом функций эмитента и депозитария нуждается в дополнительном обосновании.
Также полагаем необходимым отразить в законопроекте специфику правоотношений между эмитентом депозитарных расписок, собственником (эмитентом) ценных бумаг, на которые выпущены данные расписки, а также российского депозитария, являющегося эмитентом данных расписок. Так, например, пунктом 1 статьи 27.5.2 Федерального закона, вводимой законопроектом, предусмотрено, что для государственной регистрации выпуска российских депозитарных расписок, при отсутствии договора с иностранным эмитентом ценных бумаг, необходимо предоставление документа, подтверждающего наличие письменного согласия от иностранного эмитента ценных бумаг. Данное требование обусловлено возможным наличием в иностранном праве требования получить указанное согласие эмитента. Полагаем, что в данном пункте следует уточнить, о каком договоре идет речь.
При этом неясно, на кого именно возлагается обязанность по получению указанного согласия: на эмитента депозитарных расписок или на собственника иностранных ценных бумаг, если он не является их эмитентом.
Также полагаем необходимым уточнить, в какой форме должно представляться согласие эмитента на выпуск российских депозитарных расписок, поскольку иностранным правом могут быть предусмотрены различные требования к форме данного согласия.
Пунктом 6 статьи 27.5.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг", вводимой законопроектом, установлено, что проспект российских депозитарных расписок должен содержать, в том числе, сведения об эмитенте представляемых ценных бумаг. Полагаем необходимым уточнить, какие именно сведения об эмитенте должны указываться в проспекте.
Включение в договор депозитария и эмитента такого обязательного условия, как "обязательство депозитария раскрывать информацию в объеме, порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг" (шестой абзац пункта 9 статьи 27.5.2 Федерального закона, вводимой законопроектом) представляется необоснованным. Такая обязанность не является договорным условием, поскольку относится к сфере административного регулирования, кроме того, у стороны по договору (эмитента представляемых ценных бумаг) отсутствуют как интерес, так и возможности требовать соблюдения такого договорного условия. Полагаем, что подобное условие следует исключить из пункта 9 и перенести его в пункт 5 новой статьи 27.5.2.
Кроме того, в первом абзаце пункта 9 статьи 27.5.2 следует указать, кто является стороной по договору с эмитентом, заменив слова "в договоре с эмитентом" словами "в договоре, заключенном депозитарием и эмитентом", а в абзаце восьмом пункта 9 слова "по договору с эмитентом" заменить словами "по договору".
В пунктах 5 и 9 статьи 27.5.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг", вводимой законопроектом, содержатся слова "по иностранным акциям". При этом в статье 33 часть 1 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" говорится о ценных бумагах иностранных государств и акциях иностранных акционерных обществ. В связи с этим полагаем возможным уточнить использование в законопроекте выражения "по иностранным акциям" в целях единообразного использования терминов.
Согласно части 10 статьи 27.5.2 Федерального закона, вводимой законопроектом депозитарий имеет право вносить изменения в решение о выпуске российских депозитарных расписок в части изменения порядка осуществления (реализации) владельцами российских депозитарных расписок прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В данной части проект требует согласования с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона, согласно которому эмитент не вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В пункте 3 статьи 1 законопроекта, вносящем изменения в статью 25 Федерального закона, по всей видимости, следует говорить не только об отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, но и об уведомлении об итогах выпуска.
В целях унификации терминов полагаем необходимым уточнить редакцию новых абзацев, которыми предлагается дополнить статью 7 Федерального закона (пятый абзац пункта 2 статьи 1 проекта), поскольку в них в отношении одного и того же лица используются два термина (клиент и депонент).
Также по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые переданы в комитет в рабочем порядке.
Заместитель |
M.B. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.