Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 июня 2006 г.
на проект федерального закона N 264619-4 "О внесении изменения в статью 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части расширения круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств), внесенный Курганской областной Думой
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект предусматривает установление ответственности физических лиц за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В настоящее время законодательством Российской Федерации на физических лиц не возложена обязанность проверки факта таможенного оформления товара, приобретенного в розницу на таможенной территории Российской Федерации. Такая обязанность не может быть возложена на физических лиц, поскольку законодательство Российской Федерации наделяет правами проверки факта таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств только органы, осуществляющие государственный контроль.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях. Разглашение этой информации, а равно передача ее третьим лицам влечет административную или уголовную ответственность (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации). Отсутствие у физических лиц права доступа к информации о таможенном оформлении делает невозможным привлечение их к административной ответственности за нарушение, предусмотренное законопроектом.
Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 391 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы при обнаружении ими товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, имеют определенные полномочия только в отношении товаров, приобретенных на таможенной территории Российской Федерации лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета "15" июня 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.