24 августа 2009 г. |
Дело N А55-3785/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Блесткина Е.А., доверенность от 08 мая 2009 г. N 12-2024;
от третьих лиц:
от открытого акционерного общества "Самарский речной порт" - Катаев С.В., доверенность от 25 февраля 2009 г.;
от Управления Роснедвижимости по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г.
по делу N А55-3785/2009 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
открытое акционерное общество "Самарский речной порт", г. Самара,
Управление Роснедвижимости по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) от 04 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, представлены выписки из реестра федерального имущества, согласно которым сооружение - благоустройство территории под кранами "Альбатрос" (В. Мол), сооружение - мол бухты Новой Гавани (В. Мол), сооружение - подкранные пути (В. Мол) находятся в федеральной собственности.
Из представленного заявителем кадастрового плана земельного участка от 07 декабря 2007 г. N 63-00-102-100838 не усматривается, что вышеуказанные объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:0975.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что внесение в реестр федерального имущества объектов недвижимости доказывает принадлежность объектов Российской Федерации и в случае отсутствия государственной регистрации выписка из реестра федерального имущества может быть использована в качестве допустимого доказательства в суде.
При рассмотрении вопроса о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок регистрирующий орган располагал сведениями о том, что данный земельный участок ранее был предоставлен государственному предприятию Самарский речной порт.
Согласно ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р река Самара включена в перечень внутренних речных путей Российской Федерации.
Из кадастрового паспорта от 07 декабря 2007 г. следует, что на спорном земельном участке расположены гидротехнические сооружения, в частности, причальная набережная.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель регистрирующего органа считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель ОАО "Самарский речной порт" считает решение суда подлежащим отмене.
В судебное заседание представитель Управления Роснедвижимости по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Арбитражный апелляционный суд на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области ходатайства о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств копий выписок из реестра федерального имущества от 17 июня 2009 г. N N 4937, 4939, 4941, поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него.
В порядке ст. 268 АПК РФ судом приобщены к материалам дела кадастровое дело N 63:01:0000000:975, постановление администрации Самарского района от 30 ноября 1993 г. N 740-п "О регистрации АООТ "Самарский речной порт" и устав АООТ "Самарский речной порт".
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В собственности Российской Федерации находятся следующие объекты недвижимости:
- сооружение - благоустройство территории под кранами "Альбатрос" (В. Мол);
- сооружение - мол бухты Новой Гавани (В. Мол);
- сооружение - подкранные пути (В. Мол),
что подтверждается выписками из реестра федерального имущества (т. 1 л.д. 14-16).
23 июля 2008 г. заявитель обратился в регистрирующий орган в порядке п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самара.
Сообщением от 04 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок (т. 1 л.д. 9-13).
Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Считая, что отказ в государственной регистрации нарушает права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, подтверждающих нахождение вышеуказанных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, заявителем не представлено.
Кроме того, из кадастрового плана земельного участка от 07 декабря 2007 г. N 63-00-102-100838 также не усматривается, что вышеуказанные объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:0975.
Технические паспорта, представленные суду ОАО "Самарский речной порт", также не могут являться доказательством, подтверждающим факт нахождения объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, на вышеуказанном земельном участке. В отношении причальных палов, на которые представлен технический паспорт (т. 1 л.д. 131-137), выписка из реестра федеральной собственности заявителем на государственную регистрацию не представлялась, а технические паспорта на подкрановые пути (т. 1 л.д. 123-130) изготовлены на объекты недвижимости 1976 г. постройки, а не на подкранные пути, введенные в эксплуатацию в 1967 г. и в отношении которых заявителем представлена выписка из реестра федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Однако арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое сообщение об отказе недействительным по следующим основаниям.
Спорный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования речного порта.
Из кадастрового плана земельного участка от 07 декабря 2007 г. (т. 1 л.д. 17-45) следует, что разрешенное использование спорного земельного участка - фактически занимаемый грузовым портом участок.
Отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам.
Однако, отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, регистрирующим органом не учтено следующее.
В силу ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со ст. 30.1 Закона о госрегистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404, предусмотрено, что для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю необходимо представить регистрирующему органу правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были сданы: кадастровый план земельного участка площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары, от 07 декабря 2007 г. и выписки из реестра федерального имущества от 28 августа 2008 г. N N 4541, 4542, 4543, подтверждающие нахождение на данном земельном участке объектов недвижимости, являющихся федеральной собственностью.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение), ведение реестра федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, осуществляется по месту его нахождения территориальными органами Росимущества в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
В силу п. 13 Положения документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Таким образом, внесение в реестр федерального имущества указанных объектов недвижимости, доказывает принадлежность объектов Российской Федерации и в случае отсутствия государственной регистрации выписка из реестра федерального имущества может быть использована в качестве допустимого доказательства в суде, что следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из материалов дела следует, что ранее спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному предприятию - Куйбышевский речной порт, что подтверждается свидетельством N 64877 на земельный участок, фактически занимаемый грузовым портом в Самарском районе на молу р. Самары, выданным Самарскому речному порту 29 декабря 1992 г., а также планом приватизации Куйбышевского речного порта, утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 11 ноября 1993 г. N 1036, из которого следует, что на момент предоставления земельного участка на праве постоянного пользования речному порту данное юридическое лицо было государственным предприятием, все имущество которого являлось федеральной собственностью (т. 1 л.д. 88, 101-112).
Представленные на регистрацию документы соответствуют требованиям Закона о госрегистрации, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404.
С учетом изложенного, поскольку на спорном земельном участке площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, находятся объекты недвижимости, являющиеся собственностью Российской Федерации, то в силу ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ данный земельный участок является федеральной собственностью.
Кроме того, данный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования речного порта.
В соответствии со ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.
Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р река Самара включена в перечень внутренних речных путей Российской Федерации.
Кроме того, на спорном земельном участке расположены гидротехнические сооружения, в частности, причальная набережная.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
При помощи гидротехнических сооружений решаются на практике вопросы использования, охраны водных ресурсов, борьбы с вредными действием вод и т.п.
Мол - гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу. Одновременно мол может служить для размещения причалов и перегрузочных устройств.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно представленному на государственную регистрацию кадастровому плану от 07 декабря 2007 г. спорный земельный участок занят грузовым портом, в силу чего, с учетом приведенных выше норм законодательства, является федеральной собственностью.
Таким образом, отказ в регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок приведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 7, 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; а также расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
При этом согласно п. 2 названной статьи ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности.
ОАО "Самарский речной порт" не возражает против удовлетворения заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области требований и регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары.
При таких обстоятельствах обжалуемый отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07 августа 2009 г. по делу N А55-18949/2008.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить, заявленные требования удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г. по делу N А55-3785/2009 отменить.
Заявленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, требования удовлетворить полностью.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 04 декабря 2008 г. N 01/162/2008-762 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 30 647 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:0975, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на молу реки Самары.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3785/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, ОАО "Самарский речной порт"