Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации N Пр-1494 от 13 сентября 2005 г.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 5, 16, 22 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается:
включение в полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности решение задач по организации и осуществлению тушения пожаров в населенных пунктах;
дополнение состава федеральной противопожарной службы территориальными подразделениями, предназначенными для тушения и профилактики пожаров в населенных пунктах;
установление единой системы организации управления силами и средствами при тушении пожаров на территории Российской Федерации;
наделение руководителей организаций обязанностями по созданию и содержанию подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия России (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Кроме того, законопроект устанавливает период (2006 - 2008 годы) реформирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями (за исключением организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы) и порядок финансирования их деятельности в течение этого периода за счет средств организаций.
Процесс реформирования предусматривает поэтапное увольнение по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию лиц рядового и начальствующего состава упомянутых подразделений, а также создание на указанных объектах подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств организаций - собственников этих объектов.
Законопроект направлен на разграничение ответственности и полномочий в области пожарной безопасности в Российской Федерации между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями - собственниками охраняемых объектов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"
Законопроект разработан во исполнение решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. (N Пр-1494 от 13 сентября 2005 г.) о возложении на федеральную противопожарную службу функции пожаротушения в населенных пунктах на территории Российской Федерации и установлении ее численности в количестве 220 тыс. человек.
В настоящее время за счет средств федерального бюджета содержится 76,4 тысячи сотрудников и 3,9 тысяч работников, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 61,0 тысяча сотрудников и 78,7 тысяч работников.
Для увеличения федеральной противопожарной службы (на 139,7 тыс. единиц) и оснащения пожарных подразделений в 2009 году потребуется 28,8 млрд. рублей в условиях 2006 года.
В целях снижения значительной разовой нагрузки на федеральный бюджет возможна поэтапная реализация вышеуказанного решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по передаче на федеральный уровень финансирования всей группировки федеральной противопожарной службы в течение 2006 - 2008 годов.
В целях обеспечения социальной защиты сотрудников и работников и сохранения кадрового потенциала в период реформирования можно предусмотреть опережающую передачу на федеральный бюджет финансирования расходов на оплату труда и выплаты социального характера (в 2007 году - 24,9 млрд. рублей, в 2008 году - 28,6 млрд. рублей). В последующем осуществлять передачу на федеральный бюджет расходов по обеспечению предупреждения и тушения пожаров, включая оснащение специальной пожарной техникой и оборудованием, с учетом завершения всех мероприятий к 1 января 2009 года.
Мероприятия по реализации решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 3 сентября 2005 года включены в проект плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2006-2010 годы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 154, часть 1) установлен механизм совместного (из соответствующих бюджетов) финансирования в течение 2005 - 2008 годов деятельности территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.
Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и перспективным финансовым планом до 2008 года предусмотрены расходы по содержанию подразделений федеральной противопожарной службы.
В связи с этим в указанный период при увеличении численности федеральной противопожарной службы не возникает необходимости осуществлять перераспределение средств, направляемых на обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации из бюджетов различных уровней, с учетом разграничения полномочий в области пожарной безопасности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предложенная редакция законопроекта позволяет решить вопрос профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах силами федеральной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны, не изменяя при этом в настоящее время законодательные нормы, сохраняющие за субъектами Российской Федерации обязательства по финансированию из средств своих бюджетов полномочий, связанных с организацией пожаротушения и в том числе осуществлением мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и создание условий для их ликвидации.
Кроме того, законопроект устанавливает на 2006 - 2008 годы переходный период для реформирования созданных ранее на основе договоров объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы. В соответствии с законопроектом финансирование данных подразделений осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов.
Положения законопроекта, касающиеся создания и содержания подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, объектов культурного наследия России, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, не создают новых расходных обязательств Российской Федерации и не требуют дополнительных объемов финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"
В связи с данным законопроектом признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.