31 августа 2009 г. |
Дело N А72-2733/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новый город" - Пророкова Е.А., доверенность N б/н, от 26.12.2008 г.,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска Старостин Е.Ю., - доверенность N 16-05-07/101395 от 12.05.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2009 года по делу N А72-2733/2008 (судья Малкина О.К.),
принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новый город" г. Ульяновска, г. Ульяновск, Ульяновская область
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании частично недействительными решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Новый город" г. Ульяновска (далее - заявитель,налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган) N 130 от 28.03.2008г. в части предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 613 148 руб., N 131 от 28.03.2008г. в части начисления пени в сумме 849 610,42 руб., предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 857 591 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 2 517 792 руб., предложения уплатить пени, указанные в пункте 2 решения и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав в порядке ст.201 АПК РФ, возместив из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над налогом, исчисленным за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в общем размере 3 512 975 руб., возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в сумме 3 763 029,8 руб., и взыскать проценты за задержку возврата НДС в сумме 1 220 206 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска N 130 от 28.03.2008г. в части предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 613 148 руб.; признано недействительным решение N 131 от 28.03.2008г. в части начисления пени в сумме 849 610,42 руб., предложения уменьшить излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 857 591 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 2 517 792 руб., предложения уплатить пени, указанные в пункте 2 решения и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав в порядке ст.201 АПК РФ возместить из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над налогом, исчисленным за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в общем размере 3 512 975 руб., возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в сумме 3 763 029,8 руб., и взыскать проценты за задержку возврата НДС в сумме 1 220 206 руб. 69 коп.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований МУП ЖКХ "Новый город" г. Ульяновска отказать.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, и просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласен, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, представленного отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 19.10.2007г. УМУП ЖКХ "Новый город" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за периоды с августа 2004 г. по декабрь 2005 г.
Одновременно УМУП ЖКХ "Новый город" подано с заявление N 772, в котором заявитель просит возместить из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над налогом, исчисленным в общем размере 21 884 958 руб., из них 5 335 499 руб. в форме зачета (за те налоговые периоды, когда у налогоплательщика образовалась сумма НДС к уплате в бюджет, а именно август, декабрь 2004 г., май 2005 г.), а 16 549 495 руб. - в форме возврата на расчетный счет.
В уточненной декларации по НДС за октябрь 2004 г. налогоплательщик исчислил НДС к возмещению из бюджета в сумме 4 406 760 руб., НДС с облагаемых оборотов, заявленный и подлежащий уплате в бюджет составил 3 697 542 руб.. НДС с суммы авансовых платежей - 1091 руб., НДС подлежащий вычету из бюджета составил 8 100 963 руб., НДС с авансов и предоплаты 4430 руб.
В уточненной декларации по НДС за ноябрь 2004 г. налогоплательщик исчислил НДС к возмещению из бюджета в сумме 1 857 591 руб., НДС с облагаемых оборотов, заявленный и подлежащий уплате в бюджет составил 5 105 159 руб., НДС с суммы авансовых платежей - 2064 руб., НДС, подлежащий вычету из бюджета, составил 6 964 407 руб., НДС с авансов и предоплаты 407 руб.
По мнению налогового органа налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу по НДС на сумму 453 672 руб. за октябрь 2004 г., на сумму 1217 692,19 руб. за ноябрь 2004 г., поскольку денежные средства, выделенные на оплату подлежащих налогообложению НДС жилищно-коммунальных услуг, в качестве возмещения разницы в тарифах, предоставляемых льготным категориям граждан, согласно пп.2 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Как указал налоговый орган, предприятие необоснованно заявило налоговый вычет по НДС в сумме 543 943,69 руб. за октябрь 2004 г., 4 189 633 за ноябрь 2004 г., поскольку заявителем неправомерно включены в дополнительный лист книги покупок за октябрь-ноябрь 2004 г. счета-фактуры ЖК МП "Левый берег", т.к. в платежных документах, представленных в качестве подтверждения факта оплаты суммы НДС, выделенного в счетах-фактурах, приведенных в дополнительном листе книги покупок N 1 за октябрь-ноябрь 2004 г. в назначении платежа указаны другие счета-фактуры.
В связи с чем, налоговый орган в решении N 130 от 28.03.2008г. уменьшил излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 613 148 руб., а также по решению N 131 от 28.03.2008г. уменьшил излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 857 591 руб., доначислил НДС в размере 2 517 792 руб., начислил пени в размере 849 610,42 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконными указанные оспариваемые ненормативные акты, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно п.1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Заявитель в проверяемый период осуществлял реализацию гражданам жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам, отдельным категориям населения коммунальные услуги налогоплательщиком реализовывались по льготным ценам, установленным в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на газ и электроэнергию) относятся к государственным регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) ( п. 13 ст.40 НК РФ).
Поскольку выручка за коммунальные услуги, реализуемые населению по государственным регулируемым и льготным ценам, не полностью покрывает расходы налогоплательщика по приобретению, реализации коммунальных услуг, налогоплательщик получал бюджетные субсидии на покрытие фактически полученных убытков.
В силу п.2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447 суммы дотации, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Поскольку бюджетные субсидии, полученные на покрытие убытков, не являются суммами, полученными за реализованные услуги в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, а также не связаны каким - либо образом с оплатой реализованных отдельным категориям населения жилищно - коммунальных услуг, пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика включать указанные суммы в облагаемую НДС базу.
В связи с чем заявителем правомерно определена налоговая база, исходя из фактических цен реализации соответствующих услуг, то есть из цен, установленных с учетом предусмотренных законодательством льгот.
Предоставление субсидий на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств в рамках социальной поддержки отдельным категориям населения (ветеранов, инвалидов) в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.).
Согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговый вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, условиями для предоставления налоговых вычетов по НДС является оприходование товара, наличие счетов-фактур, фактическая оплата, наличие первичных документов.
Судом первой инстанции установлено, что в налоговой декларации за октябрь 2004 г. налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по счету-фактуре N 400/407 от 27.02.2004г. ЖК МП "Левый берег" на сумму 3 565 853 руб., в т.ч. НДС 543 944 руб.
В подтверждение оплаты в книге покупок указаны платежные документы: N 182 от 01.10.2004г. на сумму 500000,00 руб., в том числе НДС 76 271,19 руб.; N 183 от 04.10.2004г. на сумму 500000,00 руб., в том числе НДС 76 271,19 руб., акт N 140 от 29.10.2004г. на общую сумму 2 320 000 руб., в том числе НДС 353 898,3 руб.; акт N 549 от 29.10.2004г. на общую сумму 245 853,00 руб., в том числе НДС 37 503 руб.
В данных документах указано, что оплата произведена по счетам-фактурам N 1184/407 от 27.02.2004г., N 77/407 от 31.01.2004г., 481/407 от 27.04.2004г.
Счет-фактура N 1184/407 от 27.02.04г. заявлена в налоговых декларациях за июнь, июль 2004 г. на общую сумму 33 117 240,18 руб. Оплата произведена платежными поручениями NN 97 от 16.07.2004г., 97 от 16.07.2004г., 170 от 07.09.2004г., 176 от 23.09.2004г., 178 от 23.09.2004г., 180 от 30.09.2004г., 182 от 04.10.2004г., 182 от 05.10.2004г., 208 от 02.11.2004г., 209 от 04.11.2004г., 210 от 05.11.2004г., 214 от 09.11.2004г., 218 от 10.11.2004г., 220 от 12.11.2004г., 221 от 15.11.2004г., 224 от 17.11.2004г., 227 от 17.11.2004г., 228 от 18.11.2004г., 229 от 22.11.2004г., 230 от 22.11.2004г., 232 от 20.11.2004г., 231 от 23.11.2004г., 233 от 29.11.2004г., 235 от 29.11.2004г., 236 от 29.11.2004г.
Счет-фактура N 77/407 от 31.01.2004г. заявлена в налоговых декларациях за август, сентябрь 2004 г. на общую сумму 9338918,04 руб. Оплата произведена платежными поручениями: NN 141 от 18.08.04г., 142 от 19.08.04г. J45 от 25.08.04г..147 от 26.08.04г.,157 от 27.08.04г.,159 от 31.08.04г., 163 от 01.09.04г., 168 от 03.09.04г.,169 от 07.09.04г., 170 от 07.09.04г. и актами NN 116 от 30.08.04г.,376 от 31.08.04г.
Счет-фактура N 481/407 от 27.02.04г. заявлен в налоговых декларациях за июль, ноябрь 2004 г. на сумму 6338674,25 руб. Оплата произведена платежными поручениями N N 228 от 18.11.04г.,229 от 19.11.04г., 230 от 22.11.04г.,231 от 23.11.04г.,232 от 25.11.04г.,235 от 26.11.04г., актом N 104 от 30.07.04г.
В перечисленных платежных документах указано, что оплата произведена по счетам-фактурам: N 400/407 от 27.02.2004г., 1164/407 от 31.03.04г., N 77/407 от 31.01.2004г. N 1184/407 от 27.02.04г.
Счет-фактура N 400/407 от 27.02.04г. заявлен в налоговых декларациях за сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 г. на общую сумму 44185365.84 руб. Оплата произведена платежными поручениями N N 169 от 07.09.04г., 176 от 21.09.04г., 178 от 22.09.04г., 180 от 30.09.04г., 179 от 30.09.04г., 182 от 01.10.04г., 183 от 04.10.04г.,200 от 28.10.04г., б/н от 31.10.04г.,208 от 01.11.04г.,209 от 02.11.04г.,210 от 04.11.04г.,214 от 05.11.04г.,218 от 09.11.04г.,220 от 11.11.04г.,221 от 12.11.04г.,224 от 16.11.04г.,227 от 17.11.04г.,228 от 18.11.04г. и актами погашения задолженности NN 128 от 30.09.04г.,129 от 30.09.04г.,448 от 30.09.04г.,140 от 29.10.04г.,549 от 29.10.04г.
Счет-фактура 1164/407 от 31.03.04г., заявлена в налоговых декларациях за июнь 2004 г. на общую сумму 11 039 080 руб. Оплата произведена платежными поручениями N 100, актом N89 от 30.06.2004г.
В перечисленных платежных документах указано, что оплата произведена по счетам-фактурам: 1184/407 от 27.02.04г., 77/407 от 31.01.04г., N 400/407 от 27.02.04г.
В налоговой декларации за ноябрь 2004 г. налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по счету-фактуре N 400/407 от 27.02.2004г. ЖК МП "Левый берег" на сумму 6 528 617,37 руб.. в т.ч. НДС 995 890,78 руб.; N 481/407 от 27.02.2004г. УМУП "Теплоком" на сумму 5 247 739,02 руб., N 1432 от 30.04.2004г. УМУП "Теплоком" на сумму 13 348 774,88 руб., в т.ч. НДС 2 036 253,79 руб.; N00000676 от 30.09.2004г. ЗАО "Симбирск КТВ" на сумму 150 000 руб., в т.ч. НДС 22 881,36 руб., N 5095256 от 26.09.2004г. МУП "Водоканал" на сумму 7 376 284,86 руб., в т.ч. НДС1 125 195,99 руб.; N 1689/407 от 29.10.2004г. УМУП "Теплоком" на сумму 189 547,3 руб., в т.ч. НДС28 913,99 руб.; N 7105256 от 30.10.2004г. МУП "Водоканал" на сумму 1 861 006,26 руб., в т.ч. НДС 283 882,31 руб.; N 1653/407 от 29.10.2004г. УМУП "Теплоком" на сумму 4 730 809,02 руб., в т.ч. НДС 721 648,83 руб.
В подтверждение оплаты в книге покупок указаны платежные документы: N 208 от 01.11.2004г. на сумму 350000,00 руб., в том числе НДС 18 % 53 389,83 руб., N 209 от 02.1 1.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб., N 210 от 04.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 214 от 05.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 218 от 09.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 220 от 11.11.2004г. на сумму 500000,00 руб., в том числе НДС 18 % 76 271,19 руб.; N221 от 12.11.2004г. на сумму 500000,00 руб., в том числе НДС 18% 76 271,19 руб.; N 224 от 16.11.2004г. на сумму 450000,00 руб., в том числе НДС 18 % 68 644,07 руб.; N 227 от 17.11.2004г. на сумму 600000,00 руб., в том числе НДС 18 % 91 525,42 руб.; N 228 от 18.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 229 от 19.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 230 от 22.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 231 от 23.11.2004г. на сумму 1000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 152 542,37 руб.; N 232 от 25.11.2004г. на сумму 1047800,00 руб., в том числе НДС 18 % 159 833,90 руб.; |N233 от 26.11.2004г. на сумму 300000,00 руб., в том числе НДС 18 % 45 762.71 руб.: N 235 от 26.1 1.2004г. на сумму 708000.00 руб., в том числе НДС 18 % 108 000.00 руб.; N 236 от 29.11.2004г. на сумму 2000000,00 руб., в том числе НДС 18 % 305 084,75 руб., а также акт погашения задолженности между УМУП "Теплоком" и МУП ЖКХ "Новый город" N 624 от 30.11.2004г. на общую сумму 430 110,00 руб., в том числе НДС 18 % 65 610,00 руб.; акт N 157 от 30.11.2004г. на общую сумму 2150000,00 руб., в том числе НДС 18 % 327 966,10 руб. между УМУП "Теплоком", МУП ЖКХ "Новый город" и МУП "ЕРКЦ г.Ульяновска", договор перевода долга от 30.1 1.2004г. на общую сумму 9 000 000,00 руб., в том числе НДС 18% 1 372 881,35 руб.
В данных платежных документах в графе назначение платежа указан счет-фактура 1184/407 от 01.04.2004г.
Счет-фактура N 1184/407 от 27.02.04г. заявлена в налоговых декларациях за июнь, июль 2004 г. на общую сумму 33 117 240,18 руб. Оплата произведена платежными поручениями NN 97 от 16.07.2004г., 97 от 16.07.2004г., 170 от 07.09.2004г., 176 от 23.09.2004г.. 178 от 23.09.2004г., 180 от 30.09.2004г., 182 от 04.10.2004г., 182 от 05.10.2004г., 208 от 02.11.2004г., 209 от 04.11.2004г., 210 от 05.11.2004г., 214 от 09.11.2004г., 218 от 10.11.2004г., 220 от 12.11.2004г.. 221 от 15.11.2004г.. 224 от 17.11.2004г., 227 от 17.11.2004г., 228 от 18.11.2004г.. 229 от 22.11.2004г., 230 от 22.11.2004г., 232 от 20.11.2004г., 231 от 23.11.2004г., 233 от 29.11.2004г., 235 от 29.11.2004г., 236 от 29.1 1.2004г.
В перечисленных платежных документах указано, что оплата произведена по счетам-фактурам: N 400/407 от 27.02.2004г., N 77/407 от 31.01.2004г.
Таким образом, исходя из анализа представленных в материалы дела документов, судом установлено, что все указанные счета-фактуры оплачены.
Налоговым органом не выявлены за проверяемый период факты неоплаты конкретных счетов-фактур или оплаты разных счетов-фактур одним платежным документом при недостаточности суммы.
В связи с чем, суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что недопустимо отказывать налогоплательщику в вычете НДС по формальным основаниям (недостатки в оформлении платежных документов), не принимая во внимание фактическую уплату суммы налога поставщику.
Правомерной является также ссылка арбитражного суда первой инстанции на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 12.06.2006 г. N 267-0 и Постановлениях N 17-П от 06.06.1995 г., N 14-П от 13.06.1996 г., согласно которой налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.
Таким образом, указание в платежных документах на реквизиты счетов-фактур, которые фактически были оплачены другими платежными документами, не является основанием для отказа в вычетах по НДС в сумме 543 943,69 руб. за октябрь 2004 г., 4 189 633 за ноябрь 2004 г.
Налоговым органом необоснованно уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 613 148 руб. по решению N 130 от 28.03.2008г.. а также уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 857 591 руб., доначислен НДС в размере 2 517 792 руб., начислены пени в размере 849 610,42 руб. по решению N 131 от 28.03.2008г.
Во исполнение п.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и возместить из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над налогом, исчисленным за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в общем размере 3 512 975 руб., а также возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость за налоговые периоды октябрь 2004 г., ноябрь 2004 г. в сумме 3 763 029,8 руб.
Судом установлено, что 19.10.2007г. МУП ЖКХ "Новый город" представило в налоговый орган заявление N 772, в котором просило возместить заявителю из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость над налогом, исчисленным в общем размере 21 884 958 руб., из них 5 335 499 руб. в форме зачета (за те налоговые периоды, когда у налогоплательщика образовалась сумма НДС к уплате в бюджет, а именно август, декабрь 2004 г., май 2005 г.), а 16 549 495 руб. - в форме возврата на расчетный счет.
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница в соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Статьей 88 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Пункт 2 статьи 176 НК РФ предусматривает, что налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС в течение семи дней по окончании проверки, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (пункт 6 статьи 176 НК РФ).
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (пункт 7 статьи 176 НК РФ).
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 10 статьи 176 НК РФ).
Судом установлено, что налоговым органом нарушен срок возврата налогоплательщику НДС, подлежащего возмещению из бюджета за октябрь-ноябрь 2004 года в связи с неправомерным отказом в применении налогоплательщиком налоговых вычетов.
Налоговый орган был обязан в течение семи дней по окончании проверки вынести решение о возмещении НДС, и после поступления заявления о возврате налога вынести решение о возврате суммы НДС.
Из материалов дела следует, что налоговая проверка окончилась 31.01.2008г., что следует из актов N 1 и 2 от 31.01.2008г.
Началом расчета процентов налогоплательщик обоснованно посчитал истечение 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки (пункт 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть 19.02.2008г.
Указанная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой (Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 9 апреля 2009 г. по делу N A55-14171/2008).
Методика расчета процентов налоговым органом не оспорена.
Таким образом, начисленные проценты за задержку возврата НДС в сумме 1 220 206 руб. 69 коп. правомерно взысканы с налогового органа.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что судом первой инстанции при принятии судебного акта была допущена арифметическая ошибка.
Указанный довод был предметом оценки суда первой инстанции, который правомерно отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку арифметическая ошибка отсутствует.
Доводы, приведенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 10 июня 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2009 года по делу N А72-2733/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Т.С.Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2733/2008
Истец: УМУП ЖКХ "Новый город"
Ответчик: ИФНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6567/2009