Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Целью предлагаемого законопроекта является устранение неоднозначного толкования в правоприменительной практике нормы, содержащейся в подпункте 1 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ и от 29.05.2002 N 57-ФЗ) не подлежит налогообложению реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.
Исходя из практики применения данной нормы налоговыми органами, в качестве необходимого условия использования настоящей льготы рассматривается производство предметов религиозного назначения и религиозной литературы непосредственно той религиозной организацией (иной организацией, поименованной в подпункте 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ), которая осуществляет их реализацию. Таким образом, если религиозная организация приобрела какой-либо товар у созданного ею хозяйственного общества или у другой религиозной организации, то последующая реализация ею данного товара облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Учитывая, что в силу специфики религиозной деятельности сами религиозные организации крайне редко осуществляют производственную деятельность, наличие одновременно двух условий применения этой льготы - производство и реализация - по сути лишает религиозную организацию возможности воспользоваться этой льготой, поскольку в подавляющем числе случаев эти организации реализуют предметы религиозного назначения и религиозную литературу, произведенные специализированными предприятиями, созданными религиозными организациями. В этой связи предлагается законодательно закрепить альтернативные условия применения данной льготы, то есть предусмотреть освобождение от налогообложения НДС реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями, организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), и реализуемых не только данными, но и иными религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности.
Учитывая, что перечень таких товаров строго ограничен и определяется Правительством Российской Федерации, представляется, что подобная поправка не приведет к каким-либо злоупотреблениям данной нормой.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Согласно данным отчета ФНС России о суммах начислений к уплате в бюджет и суммах возмещения (зачета, возврата) налога на добавленную стоимость (форма N 1-НДС) по состоянию на 01.01.2006, сумма НДС, которая была бы начислена при неприменении освобождения от налогообложения, предусмотренного действующей редакцией подпункта 1 пункта 3 статьи 149, составляет 162,3 млн. рублей; сумма НДС, которая была бы уплачена по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащим налогообложению НДС - 36,7 млн. рублей, сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарам (работам, услугам), но не подлежащая к вычету - 16,1 млн. рублей. Таким образом, сумма потерь бюджета в результате применения настоящего освобождения в 2005 г. составила 109,5 млн. рублей (162,3-36,7-16,1).
В соответствии с проведенными экспертными расчетами, сумма дополнительных потерь федерального бюджета, связанных с реализацией положений предлагаемого законопроекта, в расчете на год составит около 20 млн. рублей или порядка 0,0014% от общей суммы НДС, исчисляемой на основании налоговых деклараций.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.