Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование института муниципальной службы в Российской Федерации. Законопроектом устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан Российской Федерации на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих.
Концепция законопроекта предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В этой части положения законопроекта отражают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
В то же время законопроект содержит значительное число положений, которые позволяют конкретизировать условия муниципальной службы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В законопроекте закрепляются основные принципы муниципальной службы в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальной службы.
Под муниципальной службой в законопроекте понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Законопроектом предусматривается по-новому разграничить муниципальные должности и должности муниципальной службы. Лица, занимающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. К числу таких должностей относятся должности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и членов муниципальных органов.
Определение должности муниципальной службы, данное в законопроекте, содержит указание на то, что это может быть должность в органе местного самоуправления, а также в ином муниципальном органе, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования (например, в избирательной комиссии муниципального образования).
Принципиальным положением законопроекта, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.
Заключение контракта предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности. При этом порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Законопроектом не предусматривается уменьшение объема гарантий, предоставляемых муниципальному служащему на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" потребует признания утратившими силу следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 13 апреля 1999 года N 75-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 19 апреля 2002 года N 38-Ф3 "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
4. Пункт 13 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Кроме того, принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений, главным образом в части, касающейся замены слов "муниципальные должности муниципальной службы" словами "должности муниципальной службы", в следующие акты федерального законодательства:
1. Статьи 4, 6 и 29 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
2. Статью 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Статьи 12 и 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Статью 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Статью 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
6. Статьи 40 и 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. Статью 8 Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа".
Принятие указанного федерального закона не потребует приостановления или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.