Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают повышение мер ответственности за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранной рабочей силы с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка.
Ежегодно в Россию въезжает более 20 млн. иностранных граждан, большинство из них - с целью осуществления трудовой деятельности. На сегодняшний день на территории нашей страны по экспертным оценкам находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. При этом в 2005 году легально трудились только 702 тысячи иностранцев. Таким образом, в среднем на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих (на строительных объектах работают 48,6 процентов иностранных граждан, в торговле и общественном питании - 31,7 процента, в промышленности - 12,9 процента).
Согласно действующему законодательству получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу осуществляется работодателем. В этой связи иностранные работники легко становятся добычей недобросовестных работодателей, стремящихся к извлечению сверхприбылей, а также криминальных структур.
Незаконное привлечение иностранной рабочей силы наносит колоссальный ущерб экономике России, в том числе, из-за неуплаты налогов. Так, по данным Центрального банка России за 12 месяцев с апреля 2004 года через систему денежных переводов и почту в страны СНГ официально ушло 737 млн. долларов США.
В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, количество иностранцев, привлеченных к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения, увеличилось в целом по России более чем в 3,5 раза и достигло, по официальным данным, 50 тысяч. Однако, исходя из экспертных оценок, это всего лишь десятая часть от общего количества всех нарушителей правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Кроме того, результаты правоприменительной практики доказывают, что в настоящее время для наступления ответственности работодателя не имеет значения количество иностранных работников, привлеченных и используемых с нарушением установленных правил. В этой связи примечанием к соответствующей статье КоАП РФ предлагается конкретизировать для правоприменителя необходимость привлечения работодателя к ответственности за привлечение к трудовой деятельности каждого иностранного работника.
Нужно также учитывать, что в настоящее время принято решение об упрощении процедур легализации трудовых мигрантов, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу. Это обстоятельство также диктует необходимость адекватных правовых мер воздействия на нарушителей установленных правил.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 3.5, 4.5, 18.8, 18.9, 18.10, 19.18, 23.1, 28.3 и дополнение новой статьей 18.15 КоАП РФ, которые призваны определить превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение установленных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обеспечить необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам.
На основании планируемых изменений законодательства Российской Федерации и нормативных положений проекта федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в диспозицию статьи 18.8 КоАП РФ предлагается внести изменения, предусмотрев ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Соответствующие изменения предлагаются также в статью 18.9 КоАП РФ в отношении ответственности граждан Российской Федерации и должностных лиц организаций, принимающих в Российской Федерации иностранного гражданина.
Ответственность по статье 18.10 КоАП РФ несут иностранные гражданине или лица без гражданства, занимающиеся трудовой деятельностью в Российской Федерации без разрешения на работу. Размер штрафных санкций при этом соответствует действующей норме части 2 статьи 18.10.
Предлагаемая к внесению в КоАП РФ статья 18.15 устанавливает ответственность работодателей и заказчиков услуг за нарушение правил привлечения иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации. В частности, должностные лица и юридические лица будут нести административную ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации, в случаях:
отсутствия у работодателя и заказчика услуг разрешения на привлечение иностранных работников, когда такое разрешение обязательно;
отсутствия у привлекаемого к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу;
неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции, о привлечении к труду иностранного гражданина, когда такое уведомление обязательно.
При этом под привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации понимается допуск в какой либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в отношении каждого иностранного гражданина и лица без гражданства.
Внесением изменений в статью 19.18 КоАП РФ предлагается установить ответственность за предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо подложных документов при осуществлении миграционного учета (часть 2), а также ответственность принимающей стороны (граждан, должностных лиц и юридических лиц) за предоставление заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства или подложных документов при осуществлении миграционного учета (часть 3).
В связи с умышленным характером данного деяния предлагаемые частью 3 статьи 19.18 КоАП РФ штрафные санкции выше, чем по статье 18.9 за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
В связи с изменением редакции действующих и введением в КоАП РФ новых составов вносятся изменения в статью 23.1 КоАП РФ, устанавливающие полномочия суда по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях, а также в статью 28.3 КоАП РФ, определяющие полномочия должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в КоАП РФ будут способствовать реализации принципов соразмерности и неотвратимости наказания.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)".
Принятие и реализация названного федерального закона не повлекут дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.