Заключение Правового управления Государственной Думы ФС РФ
по проекту федерального закона N 311719-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)" (внесенному Правительством Российской Федерации)
(I чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)" сообщаем следующее.
1. На наш взгляд, нуждается в уточнении необходимость замены терминологии в абзаце втором части 3 статьи 3.5 (пункт 1 статьи 1 проекта), поскольку заменяемое понятие "правила привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников" в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" сохраняется и воспроизводится (например, пункты 2-4 статьи 13, а также пункт 9 статьи 131 данного Федерального закона, введенной Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 110-ФЗ) (также см. изменение в часть 1 статьи 4.5 Кодекса - пункт 2 статьи 1 проекта). Аналогичное замечание относится и к пунктам 5 и 6 статьи 1 проекта.
2. В диспозиции статьи 18.8 в новой редакции (пункт 3 статьи 1 проекта), по нашему мнению, такое правонарушение как нарушение миграционного учета поглощает правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, в связи с чем включение последнего в диспозицию представляется излишним.
Также, представляется необоснованным включение нарушения правил транзитного проезда в нарушение режима пребывания (проживания) (см. статью 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
3. Содержание примечания к статье 18.9 (пункт 4 статьи 1 проекта) нуждается в уточнении. Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение и с этой точки зрения предлагаемое уточнение излишне. Если же имеется в виду неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета принимаемой группы лиц, то данное противоправное действие, по нашему мнению, является одним правонарушением и содержание примечания является неверным. Полагаем, что в данном случае речь должна идти не о примечании, а о квалифицирующем признаке в диспозиции статьи, при наличии которого возможно установление повышенных санкций.
Аналогичное замечание относится к пункту 2 примечания к новой статье 18.15 (пункт 6 статьи 1 проекта).
4. Поскольку требование получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" распространяется не на все категории указанных граждан, полагаем необходимым в диспозиции статьи 18.10 в новой редакции (пункт 5 статьи 1 проекта) и диспозиции части 1 новой статьи 18.15 (пункт 6 статьи 1 проекта) сделать оговорку "если такое разрешение обязательно".
5. В отношении установления административной ответственности за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности (часть 3 новой статьи 18.15 - пункт 6 статьи 1 проекта) следует отметить, что обязанность работодателя направлять соответствующее уведомление в равной степени относится и к территориальному органу федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения согласно пункту 9 статьи 131 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Привлекать к ответственности за неуведомление только одного из них полагаем нелогичным и неверным. В связи со сказанным считаем более правильным в части 3 исключить указание на конкретные органы.
6. По нашему мнению, объединение в одной статье правонарушений, связанных с получением паспорта либо других документов и с осуществлением миграционного учета, как имеющих разные объекты административных правонарушений, представляется необоснованным (пункт 7 статьи 1 проекта).
7. В части 3 статьи 19.18 в новой редакции (пункт 7 статьи 1 проекта) не содержится альтернативных наказаний, назначаемых судьей, в связи с чем указывать данную часть в части 2 статьи 23.1 нет оснований (подпункт "б" пункта 8 статьи 1 проекта).
8. Обращаем внимание, что согласно изменениям в КоАП РФ, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции", принятым Государственной Думой 7 июля 2006 года и одобренным Советом Федерации 14 июля 2006 года, сохранено полномочие должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.10, включая правонарушения, совершенные работодателями (часть 2 данной статьи). По указанной причине полагаем оправданным наделить указанных должностных лиц правом по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новой статьей 18.15.
9. Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.