Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по кредитным организациям и финансовым рынкам от 25 мая 2006 г. к вн N 3.24-16/378
на проект федерального закона N 233912-4 "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрен проект федерального закона N 233912-4 "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.М. Резником, А.Г. Аксаковым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым.
Основной задачей разработки законопроекта, как указывается в пояснительной записке, явилось решение проблемы судебной защиты прав и интересов сторон сделок, предусматривающих обязанность стороны уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления обстоятельства, относительно которых наступит оно или нет, то есть производных финансовых инструментов.
В настоящее время в соответствии со статьей 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации в значении, придаваемом ей правоприменительной практикой (см., например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.1999 N 5347/98) указанные сделки относятся к разновидностям игровых сделок и, соответственно, не подлежат судебной защите.
Вместе с тем, только в 2005 году суммарный объем торгов производными финансовыми инструментами на всех торговых площадках России составил около 13 млрд. долларов США. Однако эта цифра является незначительной в сравнении с объемом рынка производных финансовых инструментов в других стратах. Так, на начало апреля 2004 г. номинальная стоимость производных финансовых инструментов, которые находились в портфелях только немецких банков, не включая их зарубежные дочерние структуры и филиалы, равнялась примерно 913 млрд. долларов США.
Развитие российского финансового рынка значительно сдерживает отсутствие в настоящее время судебной защиты по производным финансовым инструментам, так как российские и зарубежные инвесторы вынуждены заключать соответствующие сделки на западных рынках, где по таким сделкам предоставляется судебная защита.
Отсутствие судебной защиты по этой категории сделок препятствует развитию не только срочного рынка, но и рынков, на которых осуществляется торговля базовыми активами.
Проектом предлагается не распространять требования главы 58 "Проведение игр и пари" Гражданского кодекса в части особенностей осуществления судебной защиты на производные финансовые инструменты. При этом проектом устанавливаются дополнительные условия, при соблюдении которых указанные сделки подлежат судебной защите, включающие, в частности, ограничения по субъектному составу таких сделок. Так, сделки, заключенные на бирже, подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон такой сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на основании которой возможно заключение сделок на бирже.
В этой связи считаем необходимым отметить, что согласно Закону Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевые сделки совершаются через биржевых посредников. Ими являются юридические лица и их обособленные подразделения (брокерские фирмы и брокерские конторы), а также индивидуальные предприниматели (независимые брокеры). В этой связи представляется целесообразным обсудить вопрос о распространении судебной защите на сделки, о которых говорится в законопроекте, если они совершены на бирже независимым брокером.
Кроме того, Комитет полагает целесообразным дополнительно рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагаемый перечень базовых активов производных финансовых инструментов, имея в виду расширение этого перечня.
В целом, Комитет считает, что принятие рассматриваемого законопроекта будет в значительной степени способствовать внедрению производных финансовых инструментов, что позволит расширить российский финансовый рынок, повысить его стабильность, способствовать этим обращению и сохранению капиталов в стране.
С учетом изложенного, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 233912-4 "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.