Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 31 мая 2006 г. N вн 2.2-1/1791
по проекту федерального закона N 297017-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", внесенному депутатами Государственной Думы В.Т. Драгановым, В.Р. Мединским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
1. Представленный законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), который содержит (унифицирует) правовые нормы, устанавливающие общие требования к рекламе всех видов рекламируемых объектов, и специальные нормы, устанавливающие требования, предъявляемые к рекламе того или иного конкретно рекламируемого объекта, порядку распространения рекламы.
Если исходить из положений статьи 4 Закона о рекламе, то ею предусмотрено, что законодательство о рекламе состоит из Закона о рекламе. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. С этой точки зрения требует уточнения вопрос о сохранении действия ряда иных норм ранее принятых федеральных законов, дополнительно устанавливающих разрешительный порядок распространения рекламы. Так, например, положения пункта 4 статьи 7 и пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О физической культуре и спорте" устанавливают, что реклама товаров, изделий и услуг во время спортивных соревнований или других спортивных мероприятий допускается с разрешения организаторов этих соревнований или мероприятий. Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (абзац пятый статьи 1) предусматривает, что реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется с разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Пунктом 9 статьи 2 проекта предлагается признать утратившей силу статью 36 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в которой содержится отсылочная норма о том, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, без изменений остаются аналогичные положения иных законодательных актов, в которых содержится отсылка к законодательству Российской Федерации о рекламе (например, часть девятая статьи 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статья 5 Федерального закона "Об ограничении курения табака", часть третья статьи 17 Федерального закона "О почтовой связи" - см. "распространение рекламных сообщений в соответствии с законодательством Российской Федерации").
2. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагаются изменения в пункт 3 статьи 36 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", исключающие положения об использовании юридическими лицами в их рекламе слов "биржа" или "товарная биржа". В этой связи следует отметить, что, во-первых, пункт 3 статьи 36, в который предлагаются эти изменения, утратил силу на основании Федерального закона от 15 апреля 2006 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Во-вторых, Закон о рекламе не содержит каких-либо требований в отношении содержания в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа". Однако статьей 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях установлена административная ответственность за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний.
3. Предлагаемое подпунктом "а" пункта 9 статьи 1 проекта изменение в часть вторую (в проекте см. "абзац второй") статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" требует редакционного согласования с частью 9 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой скрытой рекламой является реклама, которая "оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами".
4. Пунктом 10 статьи 1 проекта предлагаются изменения в пункт 3 (в проекте "часть") статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (где речь идет о запрете "установки наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения"), исключающие упоминание "наружной рекламы". Данные положения следует согласовать с положениями статьи 11.21 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (в том числе за "установку наружной рекламы").
5. Пункт 13 статьи 1 проекта предусматривает внесение изменения в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующую размер государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы. В этой связи, статью 3 проекта, определяющую порядок вступления в силу федерального закона, требуется согласовать с абзацем вторым пункта 1 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о сборах, к которым относится и государственная пошлина, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, в статье 3 законопроекта следует указать, что пункт 13 статьи 1 Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
6. Согласно статье 19 Закона о рекламе к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено не только выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории данных муниципальных образований, но и аннулирование данных разрешений (часть 18 статьи 19). Кроме того, на основании предписания указанных органов осуществляется также демонтаж самовольной установки вновь рекламной конструкции (часть 10 статьи 19). В связи с этим полагаем, что пункт 15 статьи 1 проекта, дополняющий вопросы местного значения муниципальных районов и городских округов, указанные в статьях 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", требует корректировки.
7. Пунктом 6 статьи 2 проекта предлагается признать утратившей силу статью 44 Федерального закона "О лекарственных средствах", посвященную рекламе лекарственных средств. В этой связи в соответствующих изменениях нуждается и наименование главы XI указанного Федерального закона.
Законопроект выполнен с нарушений правил юридической техники, содержащихся в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (замечания прилагаются).
Приложение: на 8 л.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.