Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 4 июля 2006 г. N 3.2-13/810
по проекту федерального закона N 315216-4 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и в статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив по поручению Комитета проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
В соответствии с частью второй статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) жены военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.
Законопроектом же (статья 1) предлагается внести изменения в эту часть, изложив ее в новой редакции, согласно которым жены военнослужащих, погибших вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак имеют право на одновременное получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая в соответствии с Законом, другая - трудовая пенсия по старости (инвалидности) устанавливаемая Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо социальная пенсия назначаемая по Федеральному закону "О государственному пенсионном обеспечении Российской Федерации", либо пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом.
Предлагаемые изменения предусматривают иные условия назначения пенсий по случаю потери кормильца женам погибших военнослужащих по сравнению с действующим законодательством, поэтому часть вторая статьи 7 в новой редакции требует доработки в целях сохранения уровня социальных гарантий вдовам погибших военнослужащих, предоставляемых им в настоящее время.
Законопроектом предлагается расширить круг лиц, имеющих право на одновременное получении двух пенсий. Реализация законопроекта предусматривает не только расходы федерального бюджета на выплаты пенсий по случаю потери кормильца женам погибших военнослужащих, на выплаты им базовой части трудовой пенсии, но и приведет к расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии лицам, указанным в законопроекте, так как согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку срок вступления в силу закона предполагается со дня его официального опубликования, то положения законопроекта следует согласовать с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому при принятии федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Таких положений законопроект не содержит.
Кроме того, законопроект не учитывает пункт 3 статьи 83 БК РФ, в соответствии с которым финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.