Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 15 сентября 2006 г. N вн 2.2-1/2868
по проекту федерального закона N 301618-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"
(второе чтение)
Рассмотрев представленный проект федерального закона Правовое управление сообщает следующее.
В отношении предлагаемой законопроектом формулировки абзаца восемнадцатого статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) полагаем, что она некорректна, так как собственно федеральные органы государственной власти тушение пожаров непосредственно не осуществляют.
В отношении подпунктов "а" и "б" пункта 3 статьи 1, а также статьи 2 законопроекта полагаем, что требуют взаимного согласования и корректировки такие предлагаемые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации как организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы и оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций. Данное требование обусловлено следующими обстоятельствами.
Согласно содержанию подпункта "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы исключаются вопросы организации тушения лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальных# безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Следовательно, в случае предоставления возможности оперативного управления подразделениями территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при этом не будут обладать полномочиями по организации тушения вышеперечисленных пожаров. Кроме того осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, согласно законопроекту, также относится к полномочиям только федеральных органов исполнительной власти, в целях чего, в населенных пунктах предусматривается создание территориальных подразделений федеральной противопожарной службы.
В этой связи также требует уточнения содержание понятия "оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти", имея ввиду то, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статьи 115 и 296) к содержанию права оперативного управления относятся вопросы владения, пользования и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, то есть имущественные правоотношения, а не вопросы организации и функционирования структурных подразделений органов государственной власти.
Кроме того в отношении формулировки "делегирование полномочий без предоставления субвенций" обращаем внимание, что статьями 26.3, 26.3-1 и 26.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматриваются только следующие процедуры: передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации, участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации и возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации.
Помимо вышеизложенного следует обратить внимание, что в Федеральном законе N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", определяющем общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, не регулируются вопросы, связанные с организацией тушения лесных пожаров.
Имевшиеся по законопроекту замечания юридико-технического и лингвостилистического характера учтены в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.