Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 06АП-435/2011
г. Хабаровск
14 марта 2011 г. |
N 06АП-435/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой А.С.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехресурс": Юшин Евгений Юрьевич, представитель по доверенности от 10.06.2010 б/н;
от Управления занятости населения по Амурской области: не явились;
от Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области: не явились;
от Министерства финансов Амурской области: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления занятости населения по Амурской области
на решение от 07.07.2010
по делу N А04-2076/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Голубь О.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехресурс"
к Управлению занятости населения по Амурской области
о признании незаконными действий
третьи лица: Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области, Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехресурс" (далее - ООО "Стройтехресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Управления занятости населения Амурской области о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников и взыскании убытков в сумме 300 000 руб., связанных с уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Определением от 08.06.2010 требование о взыскании убытков в сумме 300 000 руб. выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области (далее - УФМС по Амурской области) и Министерство финансов Амурской области.
До принятия решения по делу общество уточнило заявленное требование: просит признать незаконными действия Управления занятости населения Амурской области по вынесению заключения о нецелесообразности привлечения ООО "Стройтехресурс" 100 иностранных работников по заявленным профессиям.
Решением от 07.07.2010 заявленное требование удовлетворено: оспариваемые действия признаны незаконными, как несоответствующие действующему законодательству и нарушающие права общества.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 решение суда отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку, по выводу апелляционной инстанции, оспариваемые действия по выдаче заключения не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде, в связи с тем, что заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников является промежуточным документом, с учётом которого УФМС России по Амурской области принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.01.2011 N Ф03-9421/2010 постановление суда апелляционной инстанции от 23.09.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд, в связи с неправильным применением положений части 1 статьи 198 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела в заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Стройтехресурс" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление занятости населения Амурской области, УФМС России по Амурской области, Министерство финансов Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседание суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "Стройтехресурс", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФМС России по Амурской области письмом от 09.02.2010 N 8/380 отказало ООО "Стройтехресурс" в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании пункта 29.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждённого приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 (далее - Административный регламент).
Основанием для отказа в выдаче разрешения послужило заключение Управления занятости населения Амурской области от 05.02.2010 N 01-04/322, содержащегося в решении о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по заявленным обществом профессиям.
Не согласившись с действиями Управления занятости населения Амурской области по вынесению указанного заключения, общество обратилось в арбитражный суд.
Обращение в арбитражный суд обществом мотивировано нарушением пунктов 3, 8 статьи 8, статьи 19 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 года N 783; пункта 62 Административного регламента и приказа Федеральной службы по труду и занятости от 05.02.2010 N 34 и нарушением прав общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в оспариваемом заключении от 05.02.2010 N 01-04/322 оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в количестве 100 человек, недоказанности Управлением оснований для принятия названного заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников из Китая в период с 01.03.2010 по 28.02.2011 по соответствующим профессиям, неприменимости положений пункта 62 Административного регламента, на который указано в оспариваемом заключении, а также на наличие приказа N 34 в момент принятия оспариваемого заключения.
Между тем, судом не учтено следующее.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
Пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1. Положения об управлении занятости населения Амурской области, утверждённого Постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 496, Управление занятости населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере занятости населения на территории Амурской области.
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.
Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).
В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.
Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).
В рассматриваемом случае, исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счёт региональных ресурсов, в соответствии со статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 3.5.11 Положения об управлении занятости населения в Амурской области, а также, руководствуясь пунктом 62 Административного регламента, выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 100 иностранных граждан.
В соответствии с пунктами 60, 62 Административного регламента заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, в том числе в случае:
- отсутствия в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год, утвержденных Федеральной службой по труду и занятости, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Из заявления ООО "Стройтехресурс" от 22.01.2010 N 05 усматривается, что запрашивалось разрешение на привлечение и использование иностранных работников на территории Амурской области, Благовещенского р-на, 7-го км. Игнатьевского шоссе (с.Верхне-Благовещенское) в количестве 100 человек на срок с 01.03.2010 по 28.02.2011. В качестве обоснования необходимости привлечения иностранных работников указано: компания занимается производством кирпича керамического, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины по китайской технологии и на оборудовании производства КНР. В организации работает 13 российских граждан.
В соответствии с оспариваемым заключением основанием для принятия заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников является отсутствия в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год, утвержденных Федеральной службой по труду и занятости, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пункт 62 Административного регламента).
Из приказа Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 05.02.2010 N 34 "Об утверждении уточненных сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2010 году" (т.1,л.д.50) усматривается, что названным приказом утверждены уточненные сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2010 году, согласно Приложению. Названный приказ получен Управлением занятости населения в Амурской области 25.02.2010, вх. N 01-01/401.
Таким образом, действия Управления занятости населения в Амурской области по принятию заключения от 05.02.2010 N 01-04/322 о нецелесообразности привлечения и использования 100 иностранных работников соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ООО "Стройтехресурс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что Управление занятости населения в Амурской области при принятии заключения от 05.02.2010 N 01-04/322 действовало правомерно, следовательно, апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07 июля 2010 года по делу N А04-2076/2010 отменить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехресурс" о признании незаконными действий Управления занятости населения Амурской области по вынесению заключения от 05.02.2010 N 01-04/322 о нецелесообразности привлечения Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехресурс" 100 иностранных работников по заявленным профессиям, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2076/2010
Истец: ООО "Стройтехресурс"
Ответчик: Управление занятости населения Амурской области, Управление занятости населения по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области, МИНФИН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области, 1, Федеральный Арбитражный суд ДВО