Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 07АП-1091/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1091/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2011г.
Полный текст постановления изготовлен 15.03.2011г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.И. Ждановой , М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Большаков М.В. - по доверенности от 15.03.2010г.
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 14 декабря 2010 года по делу N А27-10353/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Полежаева И.Е. (ИНН 420513603858, ОГРН 304420517400178)
к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г.
Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный
кадастровый центр "Земля", г. Москва
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по
Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки
земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541, признании
незаконными действий органов государственной власти
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Полежаев Игорь Евгеньевич (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Серия 42 N 002469291 от 12.07.2005), г. Кемерово обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления в об уточнении заявленных требований) о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв.м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово в сумме 34 903 814 руб. 76 коп. и виде его удельного показателя в сумме 5 469 руб. 96 коп. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического 3 развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 в размере 34 903 814 руб.76 коп. и его удельном показателе для 9-го вида разрешенного использования в размере 5 469 руб. 96 коп. за кв.м. ; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 18.06.2007 года N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва и действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв.м в размере 34 903 814 руб.76 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 469 руб. 96 коп. за кв.м. ; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв.м в сумме 34 903 814 руб. 76 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 469 руб. 96 коп. за кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 декабря 2010 года требования предпринимателя Полежаева И.Е. удовлетворены в заявленном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" подали апелляционные жалобы, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость. Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным пункта 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва от 24.11.2008 N 2 в части определения кадастровой стоимости земельного участка и его удельного показателя суд допустил нарушение норм материального права. Акт проверки N 2 не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновения прав или обязанностей, а так же не содержит указание на лицо, в отношении которого издан данный акт, следовательно, данный акт не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке ст. 198 АПК РФ, в нем не содержится указание на утверждение кадастровой стоимости земельного участка заявителя в оспариваемом размере.
Подробно доводы подателей жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, указав на определение кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю не на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, то есть без соблюдения требований пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель;
Подробно доводы заявителя изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" и третьим лицом отзывы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлены.
Заинтересованные лица и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" к началу судебного заседания представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке частей 1,2, 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших отзывов на нее, заслушав представителя ИП Полежаева И.Е., апелляционный суд находит апелляционные жалобы подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Полежаев Игорь Евгеньевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541, общей площадью 6381 кв.м. расположенного по адресу Кемеровская область, г. Кемерово, проезд Западный, д. 7/1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2010 сделаны записи регистрации N 42-42-01/005/2010-181.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок предпринимателя, на площадь данного земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 9-ого вида разрешенного использования в границах кадастрового квартала номер 42:24:0101015 утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" от 27.11.2008 N 519 и составляет 5 469 руб. 96 коп.
Результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 отражен в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденном должностным лицом Управления Росреестра 27.02.2009 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 составляет 34 903 814 руб. 76 коп.
Получив отчет ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/12-10 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541, составленный оценщиком 20.05.2010, предприниматель установил, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая оценена в размере 4 406 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость определена без учеты информации о рыночной стоимости, предприниматель обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости данного земельного участка.
Требование заявителя мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством; при этом, суд сослался на формальное соблюдение административной процедуры предварительной оценки отчета, что не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности , незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (далее Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных Приказом от 15.02.2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3., 1.4. , 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что ИП Полежаев И.Е. фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007г. с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального Закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного Письма от 30.05.2005г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Между тем, данные нормативный акт в судебном порядке не обжаловался.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости Государственного контракта от 29.06.2007 N 140, дополнительных соглашений N 1 от 31.11.2007г., N 2 от 30.05.2008г. , N 3 от 20.11.2008г., был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 и актом проверки о соответствии отчета Методическим указаниям.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки N 2 от 24.11.2008.
В связи с чем, Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/12-10 от 20.05.2010г. не может являться таким доказательством, поскольку цель и назначение отчета определение рыночной стоимости права собственности не связана с целями определения кадастровой стоимости.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка предпринимателя Полежаева И.Е.и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ИП Полежаева И.Е. в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Полежаева И.Е., заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ИП Поледаева И.Е. требований.
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 14.12.2010 подлежат отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ИП Полежаева И.Е.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 декабря 2010 года по делу N А27-10353/2010 отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявленных требований ИП Полежаеву И.Е.
Взыскать с ИП Полежаева И.Е (ИНН 420513603858, ОГРН 304420517400178) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 100 рублей.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-51/08
Истец: ООО "Агрофирма "МАКП"
Ответчик: МИ ФНС N 2 по Астраханской области
Третье лицо: ЗАО "Астраханская аудиторская фирма"
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
12.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
18.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/11
28.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
11.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/11
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
05.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
15.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/2011
14.12.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10353/10