"26" июня 2008 г. |
Дело N А12-4948/08-С6 |
г. Саратов
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июня 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Л.Б. Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Таверна" Катиной А.С., действующей на основании доверенности от 16.06.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таверна" (г. Ленинск Волгоградской области)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "14" апреля 2008 года по делу N А12-4948/08-с6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таверна" (г. Ленинск Волгоградской области)
к главному государственному налоговому инспектору Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области Морозовой Татьяне Федоровне (р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области),
Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и протокола об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Таверна" (далее - ООО "Таверна", Общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС N 4 по Волгоградской области, налоговый орган) N 000160 от 26.03.2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также протокола об административном правонарушении N 000282 от 06.03.2008 года.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2008 года дело в части требований ООО "Таверна" о признании незаконным и отмене протокола Межрайонной ИФНС N 4 по Волгоградской области об административном правонарушении N 000282 от 06.03.2008 года производством прекращено. В удовлетворении требований ООО "Таверна" в части признания незаконным и отмене постановления N 000160 от 26.03.2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
Общество частично не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа N 000160 от 26.03.2008 года и принять в указанной части новый судебный акт, которым требования ООО "Таверна" удовлетворить. Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению Общества, налоговым органом не подтвержден тот факт, что в момент проверки у Общества имелись свободные денежные средства, оно совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило и др.) и не выполнило обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств. Общество полагает, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, что привело к принятию неправильного решения.
В материалах дела имеются письменные отзывы Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Межрайонной ИФНС N 4 по Волгоградской области, в которых налоговые органы возражают против доводов апелляционной жалобы, считают принятое по делу решение законным и обоснованным, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу, без удовлетворения по основаниям, изложенным в них.
В судебном заседании представитель ООО "Таверна" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дал пояснения, аналогичные изложенным в ней.
О месте и времени судебного заседания Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Межрайонная ИФНС N 4 по Волгоградской области извещены надлежащим образом, что подтверждается наличием в материалах дела почтовых уведомлений. Указанные лица имели реальную возможность участвовать в судебном заседании, обеспечить явку своих представителей, ходатайствовать об отложении рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
ООО "Таверна" не оспаривает решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу о признании незаконным и отмене протокола Межрайонной ИФНС N 4 по Волгоградской области об административном правонарушении N 000282 от 06.03.2008 года, лица, участвующие в деле, не заявили возражений в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку, в порядке апелляционного производства, обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Выслушав представителя ООО "Таверна", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05 марта 2008 года на основании поручения N 175 от 05 марта 2008 года налоговым органом проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, и порядка работы с денежной наличностью ООО "Таверна" за период с 01 января 2008 года по 04 марта 2008 года.
Для проведения проверки Обществом представлены: кассовая книга с 01.01.2008 по 04.03.2008 года, отчеты кассира с приходными ордерами за период 01.01.2008 года по 04.03.2008 года.
В результате проверки налоговым органом установлено, что сумма наличных денежных средств, отраженные по бухгалтерскому учету выручки по дебету счета 50 "Касса", соответствуют показателям контрольно- кассовой техники.
Также проверкой установлено, что по месту нахождения ООО "Таверна" отсутствует изолированное помещение кассы, металлический шкаф для хранения денежной наличности, охранная сигнализация, чем нарушен порядок хранения денежных средств и соответствие помещений кассы Единым требованием по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий.
06 марта 2008 года Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области в отношении Общества составлен протокол N 000282 об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 марта 2008 года исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области вынесено постановление N 000160 о назначении Обществу административного наказания, которым ООО "Таверна" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
ООО "Таверна" не согласилось с постановлением налогового органа о назначении административного наказания, обжаловало ненормативный правовой акт в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Таверна" требований сделал вывод о том, что отсутствие надлежаще оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных с наличными денежными средств независимо от совершения операций с наличными денежными средствами не момент выявления такого нарушения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания протокола N 000282 об административном правонарушении от 06 марта 2008 года следует, что налоговый орган установил несоблюдение порядка ведения кассовых операций, хранения денежных средств, выразившееся в несоблюдении требований по технической укрепленности помещений касс предприятий, отсутствии изолированного помещения кассы, металлического сейфа при осуществлении приемы и выдачи наличных денег.
Действительно, согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке из учреждения банка и сдаче в банк.
Однако сам по себе факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая ООО "Таверна" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, и, назначая административное наказание в виде административного штрафа за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган обязан доказать:
- наличие у заявителя свободных денежных средств и их размер;
- подтвердить факт их хранения;
- указать конкретные нарушенные нормы порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе при хранении наличных денег, а также указать конкретную дату совершения правонарушения.
Из части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие административного правонарушения, его состав в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делам об административным правонарушениям.
К числу таких мер относится протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, требования к составлению и содержанию которого предусмотрены статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05 марта 2008 года не следует, что на момент его проведения в помещении, расположенном по адресу г. Ленинск, ул. Воровского, д. 82, находились свободные денежные средства, принадлежащие ООО "Таверна", равно как в ходе проверки было выявлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В силу пунктов 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Из положений указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
В пункте 7 Порядка установлено, что предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
В силу пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 19.12.1997 N 47 в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
На основании пункта 29 названного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3.
Анализ вышеизложенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что сам по себе факт отсутствия надлежаще оборудованной кассы при отсутствии доказательств несоблюдения Обществом непосредственно порядка хранения свободных денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Судом установлено, что протокол N 000282 об административном правонарушении от 06 марта 2008 года в отношении ООО "Таверна" не содержит описания события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Доказательства того, что в момент проверки Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило их) при отсутствии кассы, что повлекло не выполнение обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, налоговый орган не доказал наличие в действиях ООО "Таверна" объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Таверна" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является незаконным и необоснованным, суд принимает решение об удовлетворении требований заявителя.
Ссуд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, что в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" апреля 2008 года по делу N А12-4948/08-С6 отменить в части.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области N 000160 от 26 марта 2008 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Таверна" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В остальной части решение суда арбитражного суда Волгоградской области по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4948/08
Истец: ООО "Таверна"
Ответчик: УФНС по Волгоградской области, МИ ФНС России N 4 по Волгоградской области, Главный государственный налоговый инспектор МИ ФНС России N 4 по Волгоградской области Морозова Т.Ф.