г. Саратов |
Дело N А57-13292/07-33 |
07 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Бирченко А. Н., Камериловой В. А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колчиной С.И.,
при участии в заседании: от МУП ЖКХ N 3 Кировского района - Харитонов М.В. по доверенности от 20.04.2008 года; Клочко Д.Н. по доверенности от 11.02.2008 года, от истца - Афанасьева В.П. по доверенности N 03д от 09.01.2008 года, от военного комиссариата - Тугушев А.Д. по доверенности от 07.09.2007 года, от Администрации города Саратова - Чеконов Е.Ф. по доверенности N 01-02-41/5 от 11.02.2008 года, от Министерства обороны - Левченко В.Г. по доверенности N 288а от 30.03.2008 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "ЖКХ N 3 Кировского района города Саратова", г.Саратов;
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "21" апреля 2008 года по делу N А57-13292/07-33, принятое судьей Викленко Т. И.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, г.Саратов;
к Муниципальному унитарному предприятию "ЖКХ N 3 Кировского района города Саратова", г.Саратов;
3-и лица: Комитет по управлению имуществом г.Саратова, г.Саратов; Военный комиссариат Кировского Волжского и Ленинского районов города Саратова, г.Саратов; Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г.Саратов; Прокуратура Саратовской области, г.Саратов, Министерство Обороны РФ, г.Москва,
о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилые помещения, литер АА1А2, общей площадью 948,4 кв.м., расположенные по адресу: г Саратов, ул. им. Осипова В.И., 16А за МУП ЖКХ N 3 Кировского района,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области (далее - Теруправление) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилые помещения, литер АА1А2, общей площадью 948,4 кв.м., расположенные по адресу: г. Саратов, ул. им. Осипова В.И., 16А, за МУП ЖКХ N 3 Кировского района.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2008 года постановлено - признать недействительным зарегистрированное за МУП "ЖКХ N 3 Кировского района города Саратова" право хозяйственного ведения на нежилые помещения литер АА1А2 общей площадью 948,4 кв.м., расположенные по адресу: г. Саратов, ул. им. Осипова В.П., 16А (регистрационная запись N 64-64-01/234/2006-410, Свидетельство о государственной регистрации права серии 64АБ N 509303).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, конкурсный управляющий МУП "ЖКХ N 3 Кировского района города Саратова" обратился с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение арбитражного суда Саратовской области от 21.04.2008 года оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
В судебном заседании заявитель поддержал полностью доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель истца считает, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.12.2006 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения в отношении 2-этажного нежилого здания с подвалом общей площадью 948,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Осипова В.И., д. 16А, за МУП "ЖКХ N 3 Кировского района г. Саратова", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.12.2006 г. сделана запись регистрации N 64-64-01/234/2006-410 и выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 64АБ N 509303. Основанием для регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный объект недвижимого имущества послужили: копия решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2004 г. по делу N А-57-6980/04-25, копия определения Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2005 г. по делу N А-57-6980/04-25, договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 07.08.1997 г. N 483.
На основании распоряжения Губернатора Саратовской области от 20.10.1997 г. N 1403-р здание детского сада N 192, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Осипова, д. 16А, передано с баланса производственного объединения "Корпус" на баланс Военного комиссариата Кировского района г. Саратова (правопредшественника Военного комиссариата Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением Комитетом по управлению имущества Саратовской области было издано распоряжение от 12.11.1997 г. N 839-р "О передаче имущественного комплекса д/с N 192 в безвозмездное пользование с баланса ПО "Корпус" на баланс - МУП "ЖКХ N 3", согласно которому предписано передать с баланса ПО "Корпус" на баланс в безвозмездное пользование МУП ЖКХ N 3 имущественный комплекс детского сада N 192, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Осипова, д. 16А, являющийся федеральной собственностью, с целью размещения Военного комиссариата Кировского района.
На основании акта приема-передачи во исполнение распоряжения Губернатора Саратовской области от 20.10.1997 г. N 1403-р при участии представителей МУП ЖКХ N 3 Кировского района, Военного комиссариата Кировского района и ГП производственное объединение "Корпус" произведена прием-передача названного здания с баланса ГП п/о "Корпус" на баланс МУП ЖКХ N 3 Кировского района.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Саратова N 39-р от 03.02.2000 г. на основании ходатайства МУП ЖКХ N 3 Кировского района предписано произвести передачу с баланса МУП ЖКХ N 3 Кировского района на баланс МУ ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова, в том числе, помещение военкомата по ул. Осипова, д. 16А.
Согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.05.2001 г. N 488-р "О передаче в оперативное управление" предписано передать с баланса МУП ЖКХ N 3 Кировского района г. Саратова на баланс в оперативное управление Военному комиссариату Кировского района г. Саратова вышеназванное здание, являющееся государственной собственностью Российской Федерации. 18.06.2001 г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Военным комиссариатом Кировского района г. Саратова заключен договор о закреплении имущества на праве оперативного управления, в состав которого включено здание военкомата.
По мнению истца, здание, в отношении которого за МУП "ЖКХ N 3 Кировского района города Саратова" произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения, относится к имуществу обороны, поскольку передача данного здания на основании распоряжений Губернатора Саратовской области от 20.10.1997 г. N 1403-1 и распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.1997 г. N 839-р с баланса Производственного объединения "Корпус" на баланс МУП "ЖКХ N 3 Кировского района г. Саратова" (в безвозмездное пользование) была осуществлена с целью размещения в данном здании Военного комиссариата Кировского района г. Саратова. В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" указанное здание является исключительно федеральной собственностью, как имущество вооруженных сил. Право собственности Российской Федерации на здание подтверждается выпиской из реестра объектов федерального недвижимого имущества и распоряжением о закреплении здания на праве оперативного управления за Военкоматом. Истец считает также, что регистрация права хозяйственного ведения на данное здание за МУП "ЖКХ N 3 Кировского района г. Саратова" нарушает права Российской Федерации и Министерства обороны РФ, поскольку распоряжение имуществом, отнесенным к федеральной собственности, произведено с нарушением порядка, предусмотренного для объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, данное здание никогда не передавалось и не могло быть передано в собственность муниципального образования "Город Саратов". При передаче на баланс в безвозмездное пользование МУП "ЖКХ N 3 Кировского района г. Саратова" перехода права собственности на имущество от Российской Федерации к муниципальному образованию в рамках действовавшего в 1997 году порядка перехода права не осуществлялось.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области основаны на том, что спорный объект недвижимости является федеральной собственностью как имущество вооружённых сил в силу Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и федеральную собственность". На этом же основании спорный объект недвижимости внесён истцом в реестр федеральной собственности.
Суд первой инстанции счёл спорное имущество собственностью Российской Федерации, исходя из названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Между тем недвижимое имущество не может считаться заведомо относящимся к объектам, включенным в приложение 1 к данному Постановлению при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих его назначение и характер использования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный объект недвижимости являлся имущественным комплексом детского сада N 192, находился на балансе ПО "Корпус" и не вошёл в план приватизации данного предприятия.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод истца, изложенный в исковом заявлении, о том, что с момента ввода в эксплуатацию (1968 год) спорно здание используется под размещение военного комиссариата Кировского района ( в настоящее время - военного комиссариата Кировского, Волжского, Ленинского районов г.Саратова.
Так, из технического паспорта, составленного Городским бюро технической инвентаризации по состоянию на 21.11.1989г., следует, что спорный объект недвижимости являлся детским комбинатом N 192, принадлежащим ПО "Корпус".
Согласно распоряжению Губернатора Саратовской области N 1403-р от 20.10.1997г., на которое ссылается истец в обоснование заявленных требований, с баланса ПО "Корпус" на баланс военного комиссариата Кировского района г.Саратова передаётся здание детского сада N 192, расположенное по адресу: г. Саратов, ул.Осипова, дом 16 "а".
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции все участники процесса подтвердили, что спорное помещение на момент передачи его военному комиссариату являлось зданием детского сада N 192.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Таким образом, в силу прямого указания закона спорный объект имущества является объектом муниципальной собственности. Данный вывод суда апелляционной инстанции следует и из пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997г. N 15.
В связи с этим, довод истца о том, что в установленном законом порядке передача спорного имущества в муниципальную собственность не производилась, а, следовательно, к данному виду собственности спорный объект недвижимости не принадлежит, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 не предоставляло возможность передавать либо не передавать недвижимое имущество в ту или иную собственность, а императивно разграничило государственную собственность российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отмечает, что спорный объект недвижимости принадлежит к муниципальной собственности в силу прямого указания закона и с момента введения в действие данного закона.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом области от 12.11.1997 года N 839-р спорный объект передан с баланса ПО "Корпус" на баланс МУП ЖКХ N 3.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. N 235 с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунального назначения было утверждено Положение о порядке передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность. Органам власти было рекомендовано руководствоваться указанным порядком при передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность.
В этой связи было издано Постановление Губернатора Саратовской области от 26.02.1997г. N 169, в соответствии с которым администрациям муниципальных образований необходимо было разработать и утвердить графики по передаче до 01.07.1997г. в муниципальную собственность объектов социально-культурного назначения на подведомственной им территории.
С целью сохранения профиля указанной категории социальных объектов в соответствии с Постановлением Совмина - Правительства Российской Федерации от 23.12.1993г. N 1325 предполагалось осуществление финансирования объектов социальной инфраструктуры за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поскольку, по мнению суда, апелляционной инстанции, спорный объект недвижимости в силу императивного указания закона был отнесён к муниципальному имуществу, передача его в собственность государственную или федеральную могла осуществляться только с согласия органов местного самоуправления или по решению суда (пункт 1 Указа Президента российской Федерации от 22.12.1993г. N 2265).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что передача спорного объекта на баланс военному комиссариату, который до 1991 года не владел спорным объектом, противоречит перечисленным нормам права, а также Федеральному закону "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" от 16.05.1995г. N 74-ФЗ.
Согласно статье 1 названного закона устанавливается мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры.
В соответствии со статьёй 4 данного закона ликвидация образовательного учреждения может быть осуществлена только с согласия соответствующего органа законодательной (представительной) власти.
Из анализа перечисленных доказательств и норм права следует, что спорным объектом распорядился не уполномоченный собственником орган, а статус объекта законом запрещает его использование по другому целевому назначению, поскольку решение представительного органа о его ликвидации не принималось.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные нежилые помещения с ноября 1997 г. и по настоящее время занимает Военный комиссариат и использует их по назначению, следовательно, они относятся исключительно к федеральной собственности, не основан на материалах дела и нормах права.
Спорное здание передано Военному комиссариату согласно распоряжению Губернатора Саратовской области от 20.10.1997 г. N 1403-р и распоряжению Комитета по управлению имуществом области от 07.05.2001г. N 488-р.
Вместе с тем, данные правовые акты не подлежат применению в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащие закону.
Судом первой инстанции вывод о принадлежности спорного имущества к федеральной собственности сделан лишь на основании принадлежности данного имущества к имуществу Вооруженных Сил в связи с тем, что Военный комиссариат занимает спорное помещение с 1997 года, следовательно, по мнению суда первой инстанции, данный объект в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 отнесён к федеральной собственности.
Данный вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм права.
Поскольку, как отмечалось выше, спорное имущество в силу прямого указания закона ещё в 1991 году отнесено к муниципальной собственности, передача его Военному комиссариату в 1997 году была осуществлена без согласования с собственником и в нарушение установленного порядка.
При таких обстоятельствах, применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям норм Федерального закона "Об обороне" является неправомерным.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 07.08.1997 г. N 483 и судебные акты арбитражного суда по делу N А 57-6980/04-25 подтверждают принятие уполномоченным органом собственника решения о закреплении спорного здания за МУП "ЖКХ Кировского района г. Саратова" на праве хозяйственного ведения.
Поскольку спорное имущество внесено в реестр федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 как имущество Вооружённых Сил, суд апелляционной инстанции по изложенным выше основаниям не принимает как доказательство в обоснование заявленных исковых требований выписку из реестра объектов федерального недвижимого имущества от 12.07.2007 г.
Довод представителя истца об отмене судом кассационной инстанции решения от 15.07.2004г. и определения от 08.12.2005г. по делу N А 57-6980/04-25 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции правового значения для разрешения настоящего спора не имеет в связи с принадлежностью спорного объекта к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По мнению суда апелляционной инстанции, истцом не представлены надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 апреля 2008 по делу N А57-13292/07-33 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
А. Н. Бирченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13292/07
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области
Ответчик: МУП "ЖКХ N 3 Кировского района г.Саратова"
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, Министерство обороны Рф, Конкурсный управляющий МУП ЖКХ N3 Кировского района , Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Военный комиссариат Волжского, Ленинского, Кировского районов г.Саратова, Администрация г.Саратова