Комментарий*(1) к Федеральному закону от 13.03.2006 N 39-ФЗ
"О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах""
Статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"" (далее - Закон N 39-ФЗ) в главу 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены существенные изменения и дополнения с целью совершенствования применяемого в настоящее время порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения имеющихся недостатков методологического и правового характера действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Законом N 39-ФЗ для целей главы 26.1 НК РФ с 1 января 2007 года конкретный перечень видов сельскохозяйственной продукции будет определяться Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
При этом к сельскохозяйственной продукции не будут относиться выловленные рыба и водные биологические ресурсы, за исключением рыбы и водных биологических ресурсов, выловленных градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, указанными в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Вновь созданным (вновь зарегистрированным) в текущем году организациям и индивидуальным предпринимателям, не воспользовавшимся правом на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в текущем году с даты постановки на учет, будет предоставляться право перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога с начала следующего года. При этом данное право будет распространяться только на те вновь созданные организации, которые получат по итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль организаций (налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) текущего года доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в размере, составляющем не менее 70% от общего объема полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Для получения вышеуказанного права вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели должны соблюдать практически аналогичное условие. Единственным отличием является то, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели будут определять вышеуказанное соотношение между доходами по итогам девяти месяцев текущего года.
С 1 января 2007 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также бюджетные организации лишаются права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Налогоплательщики, применяющие одновременно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении ограничения по объему доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, будут учитывать доходы от всех осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
С 1 января 2007 года плательщики единого сельскохозяйственного налога, реализующие произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства через принадлежащие им объекты организации розничной торговли (общественного питания), будут освобождаться от обязанности применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Закон N 39-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в ст. 346.5 НК РФ, устанавливающую порядок определения и признания доходов и расходов: при определении налоговой базы индивидуальные предприниматели будут учитывать те же доходы, что и организации. При этом в составе таких доходов и индивидуальные предприниматели, и организации не будут учитывать доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Законом N 39-ФЗ значительно расширен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками при исчислении налоговой базы.
В частности, данный перечень дополнен следующими видами расходов:
на сооружение, изготовление (создание самими налогоплательщиками) основных средств и нематериальных активов;
по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров, приобретаемых для дальнейшей реализации;
в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
на приобретение имущественных прав на земельные участки.
При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самими налогоплательщиками) основных средств и нематериальных активов будут приниматься только по тем объектам, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Законом N 39-ФЗ установлен порядок признания доходов и расходов при использовании в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) и имущественные права собственных векселей и векселей третьих лиц.
Изменениями, внесенными в законодательные акты Законом N 39-ФЗ, определены особенности признания материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов по оплате процентов за пользование заемными средствами, расходов на уплату налогов и сборов, а также расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, и расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке таких товаров.
Согласно Закону N 39-ФЗ индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.
При этом следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 39-ФЗ вышеперечисленные изменения и дополнения, внесенные в ст. 346.5 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Существенные изменения и дополнения внесены Законом N 39-ФЗ и в ст. 346.6 НК РФ, определяющую порядок исчисления налоговой базы, в том числе при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с иных режимов налогообложения и при переходе с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на иные режимы налогообложения.
Статья 346.6 НК РФ, в частности, дополнена нормами, устанавливающими порядок отражения в учете остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и с упрощенной системы налогообложения и с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
С 1 января 2007 года в соответствии с нормами ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики-организации, перешедшие с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления, будут обязаны отражать в учете доходы в виде погашенной (оплаченной) ими задолженности за поставленные (реализованные) ими в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей товары (выполненные работы, оказанные услуги) и имущественные права, а также расходы по погашению (оплате) ими задолженности за полученные в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей товары (выполненные работы, оказанные услуги) и имущественные права.
Кроме того, Законом N 39-ФЗ внесены дополнения и в главу 26.3 НК РФ.
Эти дополнения носят чисто технический характер и закрепляют предусмотренное главой 26.1 НК РФ освобождение плательщиков единого сельскохозяйственного налога, реализующих через принадлежащие им объекты организации розничной торговли (общественного питания) произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, от применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации
II ранга
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробный комментарий В.В. Петрунина к Федеральному закону от 13.03.2006 N 39-ФЗ // НВ: комментарии+ - 2006. - N 6. - С. 2-17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1