Иностранная организация - резидент Швейцарии закупает у российских поставщиков лом и отходы черных металлов и реализует их в третьи страны. При этом право собственности на металлолом переходит от российского продавца к иностранной организации с даты коносамента, подтверждающего передачу товара перевозчику в российских морских портах. Иностранная организация представительств на территории Российской Федерации не имеет.
Возникает ли у иностранной организации обязанность постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации, а кроме того, обязанность исчислять и уплачивать налог на прибыль с сумм дохода, полученного от покупателей металлолома, являющихся резидентами третьих стран?
1. Постановка на учет иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистр. N 2258), п. 2.1.1 которого, в частности, предусмотрено, что если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение (филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то у такой иностранной организации возникает обязанность встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Если деятельность иной организации или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации (зависимые агенты), то такие иностранные организации в соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения учитываются налоговым органом на основании уведомления по установленной форме.
В соответствии с вышеприведенной ситуацией иностранная организация не имеет в Российской Федерации какого-либо обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность в Российской Федерации через зависимого агента. В связи с этим оснований для постановки на учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации у этой иностранной организации не имеется.
2. Согласно положениям главы 25 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль.
В соответствии со ст. 246, 306 и 307 НК РФ прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в том случае, если ее деятельность подпадает под определение "постоянное представительство".
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации устанавливается исходя из положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, - в соответствии с положениями соответствующего международного договора, которые приоритетны по отношению к положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "е" п. 4 ст. 5 Соглашения от 15.11.1995 между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал предусмотрено, что содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий либо для сбора информации для предприятия не рассматривается как постоянное представительство.
Аналогичные положения содержатся в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Так, п. 8 ст. 306 НК РФ установлено, что факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.
Таким образом, даже в случае осуществления иностранной организацией деятельности по закупке металлолома через обособленное подразделение в Российской Федерации такая деятельность в соответствии с положениями вышеуказанного Соглашения не должна рассматриваться как постоянное представительство.
Исходя из вышеизложенного у иностранной организации не возникает обязанности уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации с сумм дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих странах.
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
1 июня 2006 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1