Предприятие химической отрасли производит доплаты и компенсации за вредные и тяжелые условия труда. В ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты единого социального налога к начисляемым организацией доплатам за вредные и тяжелые условия труда претензий не было, однако выплачиваемые ряду работников компенсации не были приняты, а были квалифицированы как доплата за вредные условия труда, на которые предприятие должно начислить единый социальный налог. Вправе ли работники налоговых органов производить такого рода переквалификацию, ведь доплата и компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, а не НК РФ, к тому же порядок определения их размера также определяется трудовым законодательством и не входит в компетенцию налоговых органов?
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) разграничивает понятия "оплата труда" и "гарантии и компенсации".
Статьями 146, 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
На основании п. 1 ст. 236 НК РФ повышенная заработная плата подлежит обложению единым социальным налогом.
Что касается компенсаций, то согласно ст. 164 ТК РФ под ними понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
При этом с учетом положений ст. 135 ТК РФ работникам организаций, финансируемых из бюджета, размеры компенсационных выплат устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, а работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением работником трудовых обязанностей, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Установленные с учетом вышеприведенных положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не подлежат согласно подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ обложению единым социальным налогом.
Основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов и т.д.), которые устанавливаются в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.1977 N 12 (далее - Положение).
Так, Положение устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, причем в состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.
Согласно п. 1.6 Положения параметры опасных и вредных производственных факторов измеряются лабораторными подразделениями организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.
Анализ порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установленный Положением, показывает, что налоговым органам, не являющимся специалистами по выполнению исследований (инструментальных, лабораторных и т.д.), необходимых для проведения аттестации рабочих мест, результаты которых используются при установлении компенсаций, затруднительно переквалифицировать компенсации в доплаты за вредные и тяжелые условия труда.
Однако обращаем внимание читателей журнала на следующее.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Причем согласно п. 12 ст. 31 НК РФ для проведения налогового контроля налоговые органы вправе привлекать специалистов, экспертов и переводчиков.
Согласно Положению о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244, государственная экспертиза труда осуществляется Рострудом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одной из задач государственной экспертизы условий труда является контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
Учитывая вышеизложенное, если в ходе выездной налоговой проверки у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат за работу с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса налоговые органы, используя положения ст. 31 НК РФ, вправе привлечь экспертов Роструда и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
Е.В. Дорошенко
1 июня 2006 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1