г. Чита |
Дело N А19-7629/08-33 |
"19" ноября 2008 г.
04АП-3127/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 года по делу N А19-7629/08-33 по заявлению Открытого акционерного общества "Алексеевская РЭБ флота" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области о признании недействительным Решения N 257 от 04.05.2008 г.
при участии в деле в качестве третьего лица - Байкальский банк Сбербанка России,
(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Шутова Ю. В. - представитель по доверенности N 04-14/433 от 16.01.2008 г.;
от третьего лица: не явился.
Открытое акционерное общество "Алексеевская РЭБ флота" (далее ОАО "Алексеевская РЭБ флота") обратилось в суд с требованием к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения N 257 от 04.05.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2008 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Основанием для удовлетворения заявленных требований налогоплательщика послужил вывод суда о том, что указанные в обжалуемом решении платежи не являются текущими и подлежат взысканию в соответствии с Законом "О банкротстве".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, ссылаясь на противоречие между Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 и от 22 июня 2006 года N 25 и необходимость применения положений Налогового кодекса Российской Федерации, который как кодифицированный акт имеет приоритет перед иными актами законодательства, регулирующими вопросы взыскания налогов.
Представитель налогового органа, в ходе судебного разбирательства, доводы указанные в апелляционной жалобе поддержала в полном объеме.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя налогового органа, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2007 г. ОАО "Алексеевская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
8 апреля 2008 года налоговым органом заявителю выставлено требование N 748 об уплате налога на имущество и единого социального налога на общую сумму 2073716 руб.
В связи с неисполнением ОАО "Алексеевская РЭБ флота" указанного требования налоговым органом принято Решение N 257 от 04.05.2008 г. о взыскании налогов и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Судом первой инстанции было установлено, что налоговый орган принял обжалуемое решение о взыскании в бесспорном порядке, минуя процедуру несостоятельности (банкротства), в отношении задолженности по налогам, возникшей после открытия в отношении ОАО "Алексеевская РЭБ флота" конкурсного производства, до принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Указанные ограничения, как правильно указал суд первой инстанции, относятся и к требованиям об уплате обязательных платежей, поэтому налоговые органы не имеют право требовать исполнения должником обязанностей перед бюджетами иначе, чем в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Требования налогового органа об уплате сумм задолженности по обязательным платежам и пени могут быть погашены только в порядке очередности, установленной статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 4 ст. 134 названного закона требования по обязательным платежам в бюджет включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.
В силу п. 2 ст. 137 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
Из статьи 4 закона следует, что при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимка), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди.
Пунктом 3 ст. 137 данного Федерального закона предусмотрено, что суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди покрываются текущие платежи должника. Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.
Вместе с тем, согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; при этом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнение решений налоговых органов прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
В пункте 47 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Аналогичная правовая позиция изложена и в пункте 13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в котором указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
В связи с этим довод заявителя апелляционной жалобы о противоречащих друг другу разъяснениях, содержащихся в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 и от 22 июня 2006 года N 25, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Кроме того, данная правовая позиция высказана и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 августа 2008 года N 2573/05 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2007 года N 365/07.
Поскольку в рассматриваемом случае процедура конкурсного производства в отношении Общества введена с 19 марта 2007 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие налоговым органом решения от 4 мая 2008 года N 257 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках задолженности по налогам в сумме 2073716 руб., возникшей после открытия конкурсного производства, противоречит приведенным выше положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Относительно доводов заявителя апелляционной жалобы о приоритете норм Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В пункте 2.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 29 июня 2004 года N 13-П указано, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
С учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ при разрешении настоящего спора судом первой инстанции правомерно применены именно положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2008 года по делу N А19-7629/08-33, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 августа 2008 года по делу N А19-7629/08-33 оставить, без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения..
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4067/08
Истец: ООО "Люкс"
Ответчик: ООО "Люкс"
Третье лицо: ФНС России, УФНС России по Волгоградской области, Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области, Конкурсный управляющий ООО "Люкс" Чернышев С. Б.
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7491/2008