г. Владимир |
|
05 апреля 2011 г. |
Дело N А38-3663/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.01.2011
по делу N А38-3663/2010, принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод"
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
при участии:
от открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" - Кокорина А.А. по доверенности от 11.01.2011 N 069-14-3, Гонцаревича А.А. по доверенности от 11.01.2011 N 069-14-1;
и УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление), выразившегося в уклонении от предоставления Обществу в собственность земельного участка площадью 96 077 кв.м с кадастровым номером 12:04:0210101:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, ул. Чехова, примерно в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад, об обязании Управления принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность, в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес Общества с предложением о его заключении в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения по делу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 18.01.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт.
Со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Управление считает, что оно не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность; предоставление в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, оно осуществляет только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В связи с этим Управление указало, что в силу положений статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был произвести замену ненадлежащего ответчика, либо привлечь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в качестве второго ответчика.
По мнению Управления, суд, признав его действия незаконными и обязав принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка, ограничил права Российской Федерации как собственника земельного участка.
Управление и Росимущество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.01.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежит производственно-технический комплекс - Промплощадка "Б", назначение: нежилое, этажность: 2 - лит.А; 1 - лит. Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, общая площадь - 2222,4 кв.м лит. А, Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, протяженностью 686,06 м - лит.II; 3,565 км - лит. III; 190 м - лит. IV, инв. N 88:228:001:000001201, лит. А, Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, II, III, IV, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, улица Чехова, в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад (свидетельство о государственной регистрации права от 31.07.2009 серии 12-МР N 364349).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210101:1 по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, улица Чехова, в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад, находящемся в федеральной собственности и предоставленном Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных нужд (свидетельство от 09.08.1994 N 424).
01.09.2010 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность.
Для получения поручения в целях заключения договора купли-продажи земельного участка Управление 15.09.2010 направило комплект документов в Росимущество, однако по окончании установленного законом срока на принятие решения по результатам рассмотрения заявки Общества Управлением таковое не принято.
Посчитав бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность земельного участка, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости - производственно-технического комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210101:1, и пользователь данного земельного участка обладает исключительным правом на предоставление этого земельного участка в собственность.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, Обществом были представлены в Управление в полном объеме, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 28.05.2009 N 1204/206/09-1095 и документы, подтверждающие факт принадлежности ему земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом установленных обстоятельств права Общества на земельный участок с кадастровым номером 12:04:0210101:1 подлежали оформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о предоставлении земельного участка в собственность и ненаправления заявителю проекта соответствующего договора.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае Управление не представило доказательств невозможности предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 12:04:0210101:1 в собственность по основаниям, предусмотренным в законе.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Управления имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, выраженное в непринятии решения в предоставлении Обществу в собственность земельного участка, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка, что заявителем расценено как отказ уполномоченного органа в предоставлении Обществу в собственность земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Управления об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, который предусматривает в целях реализации установленного порядка по распоряжению земельными участками получение соответствующего поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В статье 29 Кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, именно Управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.01.2011 по делу N А38-3663/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13902/08
Истец: ФБУ ИК-12 ГУФСИН России по Фолгоградской области
Ответчик: ООО "ВолгоСтройИнвест"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-223/2009