г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2011 г. |
Дело N А26-9551/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-3153/2011)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2010
по делу N А26-9551/2010 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Медвежьегорский молокозавод"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия
о признании недействительным решения от 30.08.2010 N 11-02/247
при участии:
от истца (заявителя): Теппоева Н.К. по доверенности N 25 от 15.12.2010, Петрунина М.М. по доверенности от 10.08.2010
от ответчика (должника): Михайлов А.В. по доверенности N 04-05/15-10 от 02.06.2010
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Медвежьегорский молокозавод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30 августа 2010 года N 11-02/247.
Решением от 30.12.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия N 11-02/247 от 30 августа 2010 года в редакции апелляционной инстанции.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции, при вынесении судебного акта не учтено, что поскольку Общество является коммерческой организацией, то полученные ее субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 ст. 252 НК РФ не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Кроме того, инспекция считает, что заявителем не велся раздельный учет расходов и доходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу инспекции без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2009 год (л.д. 114 - 131), по результатам которой составлен акт N 11-19/778 от 12.07.2010 года (л.д. 29 - 34) и принято решение N 11-02/247 от 30.08.2010 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 12 - 21, приложения (л.д. 22 - 27), согласно которому Обществу доначислен налог на прибыль за 2009 год в сумме 3 454 344 руб. и пени в сумме 19 185,09руб.
Основанием для доначисления указанного налога послужили выводы налогового органа о занижении Обществом внереализационных доходов на суммы целевого финансирования из бюджета в размере 20 708 462 руб. 00 коп., т.к. заявитель не относится к некоммерческим организациям и не может воспользоваться положениями пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации для исключения полученных целевых поступлений из состава доходов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия N 07-08/10431 от 08.10.2010 года апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции N 11-02/247 от 30.08.2010 года без изменения (л.д. 52 - 57).
Общество, полагая, что ненормативный правовой акт налогового органа, принятый по результатам камеральной налоговой проверки, не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями. Если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то последний полностью или частично обязан возместить понесенные расходы. Данная позиция приведена в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 года N 98 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены понятия и термины, применяемые в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству средства федерального бюджета, выделенные главным распорядителям в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационно - правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателям субсидий и субвенций в кредитных организациях, а также бюджетным учреждениям в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке.
Правила предоставления указанных субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство Российской Федерации своим постановлением N 1096 от 31.12.2008 года (с последующими изменениями) утвердило Правила распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации. Средства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении ряда условий. Среди них, в частности названо наличие утвержденных региональных программ поддержки сельского хозяйства, а также выделение определенной суммы средств из регионального бюджета. Еще одно условие - субсидия должна быть предоставлена конкретному товаропроизводителю. Правила субсидирования предусматривают конкретные программы по развитию ряда отраслей.
Среди них: отрасли мясного и молочного скотоводства; сельскохозяйственные, перерабатывающие, снабженческо - сбытовое производства, имеющие существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанного выше Постановления Правительством Республики Карелия Постановлением N 42-П от 11.03.2009 года утверждена Региональная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2012 года".
В соответствии с Законом Республики Карелия от 05.12.2008 года N 1240-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2009 год" и Законом Республики Карелия от 21.07.2001 года N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" Правительство Республики Карелия утвердило Постановление N 41-П от 11.03.2009 года "Условия предоставления в 2009 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия".
Как установлено судами из материалов дела и не оспаривается сторонами, в рамках реализации приведенных выше нормативных правовых актов Закрытым акционерным обществом "Медвежьегорский молокозавод" в 2009 году получены государственные субсидии в размере 20 708 462 руб.
Общество расходовало полученные денежные средства на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам, на возмещение затрат по производству животноводческой продукции, на поддержку завоза семян, возмещение расходов по улучшению почвенного плодородия, компенсация затрат на приобретение средств химизации, то есть в соответствии с их целевым назначением. Данный факт не оспаривается налоговым органом.
Суд не принимает довод налогового органа о том, что Общество не вело раздельного учета доходов (расходов), поскольку он не нашел подтверждения в судебном заседании. Ведение заявителем раздельного учета доходов (расходов) подтверждается регистрами бухгалтерского учета и главной книгой.
Материалами дела подтверждается, что Общество при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2009 год не включило в состав налогооблагаемых доходов 20 708 462 руб. 00 коп. бюджетных средств, полученных в указанный период на возмещение затрат по уплате процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам, на возмещение затрат по производству животноводческой продукции, поддержку завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненным местностям, на частичное возмещение расходов по улучшению почвенного плодородия, на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, но при этом учло соответствующие суммы в составе своих внереализационных расходов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Общество в проверяемый период являлось получателем целевых поступлений из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в форме субсидий.
Размер и факт поступления бюджетных средств, а также размер и факт понесенных ранее расходов на уплату процентов по кредитам банков из собственных средств Общества налоговым органом не оспариваются.
Суд отклоняет довод налогового органа об отнесении налогоплательщиком на внереализационные расходы процентов по кредитам банков, поскольку налоговое законодательство не предусматривает требование и не содержит порядка корректировки налоговой базы в случае отнесения в состав внереализационных расходов реальных затрат по оплате процентов по кредитам и получения в последующем бюджетных средств в форме субсидий для компенсации таких расходов.
Целевой характер полученных доходов подтверждается раздельным учетом произведенных расходов и полученных доходов, что отражено в регистрах бухгалтерского учета и главной книге.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что целевые бюджетные поступления, полученные Обществом, в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль и не должны учитываться в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
Апелляционный суд отклоняет довод налогового органа, о том, что положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только в отношении некоммерческих организаций, так как данное уточнение относится только к правоотношениям, возникшим после 01.01.2010.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2010 по делу N А26-9551/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9551/2010
Истец: ЗАО "Медвежьегорский молокозавод"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5377/11
12.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21321/11
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12689/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12689/11
05.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5377/11
04.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3153/2011