г. Саратов |
Дело N А12-6199/2003-С30 |
резолютивная часть оглашена 05 марта 2009 года.
в полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Натальей Владимировной,
без участия в заседании представителей лиц, участвующих в деле (уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу без даты, без номера, муниципального унитарного предприятия "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района Волгограда", в лице конкурсного управляющего Березина О.Г., г. Волгоград,
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20-27 ноября 2008 года по делу N А12-6199/2003-С30 (судья Назаревская В.В.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда", г. Волгоград,
к 1. комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгограда, г. Волгоград,
2. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
Третьи лица: 1. департамент финансов администрации г. Волгограда, г. Волгоград,
2. департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда, г. Волгоград,
3. Управление федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,
4. администрация Волгоградской области, г. Волгоград,
5. управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г.Волгоград,
6. общество с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз", г.Волгоград,
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2008 года по делу N А12-6199/2003-С30 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20-27 ноября 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда", не согласившись с определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20-27 ноября 2008 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.
Заявитель жалобы считает определение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, вынесенном при неполном выяснении обстоятельств, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Требования Муниципального унитарного предприятия "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам основаны на том, что Постановлением Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г. изменена правоприменительная практика в части определения надлежащего ответчика по возмещению расходов, в связи с предоставлением льгот определенным категориям граждан.
Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, является вновь открывшимся, и влечет, по его мнению, пересмотр решения Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2008 года в связи с иным отсчетом начала истечения срока исковой давности по рассмотренному спору, поскольку правоприменительная практика изменилась в 2006 году, и о недофинансировании областного бюджета из федерального по заявленным убыткам истцу стало известно из судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в 2008 году.
Заявитель ссылается на разъяснения применения правовых норм бюджетного законодательства, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, судебный акт, который Муниципальное унитарное предприятие "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" просит пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам, был вынесен судом первой инстанции 11 февраля 2008 года, около двух лет спустя после вышеуказанных разъяснений Пленума.
Согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Перечень оснований пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, содержащийся в статье 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это факты, которые должны существовать на момент рассмотрения дела. Обращаясь с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, заявитель должен доказать наличие указанных обстоятельств на момент принятия судебного акта и их неизвестность заявителю и суду.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, предусмотренные статьей 311 Кодекса, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные статьей 311 Кодекса, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17).
В п. 5.1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" с учетом изменений, внесенных Постановлением Пленума от 14.02.2008 N 14, разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам также судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора, и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с ч. 8 ст. 299 Кодекса выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный ч. 1 ст. 312 Кодекса, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Анализ данных положений позволяет сделать вывод о том, что судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам лишь при оспаривании заявителем этого судебного акта в порядке надзора и в случае, если надзорная инстанции при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора установит данные обстоятельства и вынесет в соответствии с ч. 8 ст. 299 Кодекса определение об отказе в передаче дела в Президиум, в котором укажет на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
В рассматриваемом случае такое определение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации не выносилось.
Из буквального толкования пункта 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 (в редакции от 14.02.2008) следует, что по вновь открывшимся обстоятельствам может быть пересмотрен судебный акт, во-первых, оспоренный заявителем в порядке надзора, и, во-вторых, основанный на положениях законодательства, практика применения которых была определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации после принятия оспариваемого судебного акта. Именно установление двух названных условий является основанием для отказа в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с тем чтобы оспариваемый судебный акт мог быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам принявшим его судом и этим судом повторно проверен на соответствие правовой позиции, сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Отсутствие финансирования, установленное судебными актами апелляционной и кассационной инстанций в 2008 году, не является вновь открывшимся обстоятельством, поскольку об отсутствии финансирования расходов по заявленным льготам в спорный период истец должен был знать из своих бухгалтерских документов, а также из иных доступных источников (законов о бюджете на указанные года и сверок с соответствующими финансовыми органами).
Данное обстоятельство действительно является существенным, но оно могло быть известно заявителю при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру возникшего внедоговорного обязательства.
Иных обстоятельств, которые могут явиться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, соответствующих требованиям, содержащихся в статье 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не указал.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что доводы, приведенные заявителем, не могут являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и отмены решения суда первой инстанции.
Определение арбитражного суда Волгоградской области от 20-27 ноября 2008 года по настоящему делу следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20-27 ноября 2008 года по делу N А12-6199/2003-С30 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший определение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6199/03-С30
Истец: МУП "Тепловое хозяйство" Тракторозаводского района г.Волгограда, МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района города Волгограда, МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района Волгограда"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Волгоградская область в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Волгоградтрансгаз", ООО "Волгоградрегионгаз", Министерство обороны РФ, Департамент финансов Администрации города Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации города Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Администрация Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1611/2008