г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2009 г. |
Дело N А42-4151/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.П. Загараевой,
судей М.В. Будылевой, В.А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-14636/2009)
ФГУ "Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.10.2009 г.
по делу N А42-4151/2009 (судья С. Б. Варфоломеев), принятое
по иску (заявлению) ФГУ "Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 022226);
от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление N 022233);
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района) (далее - Мурманская КЭЧ района, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2009 г. N 3182/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.10.2009 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Мурманская КЭЧ района просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на то, что войсковая часть 03731 юридическим лицом не является; войсковая часть 03731 является структурным подразделением юридического лица - войсковой части 36138, поэтому подачей заявления и соответствующих документов в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов должна была заниматься войсковая часть 36138; в письме Северо-Западного КЭУ (территориальное) исх. N 26/3/1953 от 08.06.2009 г. разъяснено, что войсковая часть 36138 является юридическим лицом, которому предоставлено право пользования водным объектом для обеспечения обороны страны и безопасности государства; КЭЧ согласно пункту 24 Приказа Минобороны СССР 1977 г. N 75 осуществляет только финансовую деятельность по эксплуатации казарменно-жилищного фонда; в соответствии с пунктами 41, 47 приказа Минобороны СССР 1977 г. N 75 по акту приема-передачи от 14.02.1996 г. и инвентаризационной ведомости весь фонд был передан в эксплуатацию войсковой части 36138, что подтверждается печатью и подписью командира данной части; войсковая часть 36138 обращалась к Мурманской КЭЧ за выделением денежных средств на получение лицензии на водопользование для войсковой части 03731; письма начальника Северо-Западного КЭУ (территориального) не прошли государственную регистрацию и не опубликованы в установленном порядке, поэтому не влекут правовых последствий согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763; согласно приказам Минобороны РФ от 20.08.2007 г. N 340, от 23.07.2004 г. N 222 спорные мероприятия входят в компетенцию войсковой части 36138, а не Мурманской КЭЧ; в действиях КЭЧ не имеется состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, вина не доказана.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе в в/ч 03731, было установлено, что войсковая часть 03731 осуществляет забор воды в озере Безымянное (водоснабжение) и сброс сточных вод в болото бассейна озера Безымянное (водоотведение) без разрешительных документов.
Результаты проверки были оформлены протоколами осмотра помещений, территории и находящихся там объектов N N 3182/03, 3182/04 от 07.04.2009 г. и актом N 3182/16 от 20.05.2009 г.
В ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган пришел к выводу о том, что войсковая часть 03731 находится в составе войсковой части 36138, между тем, ответственным за выявленные нарушения является Мурманская КЭЧ, на которую возложена обязанность организовывать водоснабжение и водоотведение указанных войсковых частей.
21.05.2009 г. Управлением был составлен протокол N 3182/17 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 27.05.2009 г. N 3182/16 Мурманская КЭЧ района привлечена к административной ответственности за самовольное занятие озера Безымянное и болота бассейна озера Безымянное в соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Мурманская КЭЧ района обратилась в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14). Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1).
В соответствии со статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Главой 3 Кодекса предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 данной статьи на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, поскольку войсковая часть 03731, использующая спорные водные объекты, по своему назначению отвечает за оборону страны и безопасность государства, то пользование этой частью водными объектами подлежит оформлению решением о предоставлении водного объектами в пользование.
Согласно пункту 7 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а в соответствии с пунктом 10 данной статьи подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах является водоснабжением.
Следовательно, акватория водного объекта озера Безымянное используется войсковой частью 03731 для водоснабжения и водоотведения.
На основании части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации войсковая часть 03731 могла использовать водные объекты только на основании решения о предоставлении этого водного объекта в пользование.
Такое решение в установленном порядке оформлено не было.
В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно Уставу Мурманской КЭЧ района, данное юридическое лицо осуществляет деятельность по обеспечению расквартирования и обустройства Вооруженных сил Российской Федерации, стоящих на квартирно-эксплуатационном обеспечении, в том числе путем организации эксплуатации казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, инженерных сетей, специальных объектов воинских частей (пункт 2.1 Устава), для чего согласно пункту 2.2 Устава осуществляет деятельность, в частности, по сбору и очистке воды, распределению воды, строительству фундаментов и бурению водяных скважин, управлению эксплуатацией жилого и нежилого фондов, удалению и обработке сточных вод.
Нахождение войсковой части 03731 на квартирном довольствии Мурманской КЭЧ района ею не оспаривается.
Суд первой инстанции дал правильную оценку акту приемки (передачи) от 14.02.1996 г. и инвентаризационной ведомости, из которых усматривается, что насосные станции по забору воды и сбросу сточных вод войсковой части 03731 состоят на балансе и находятся в оперативном управлении у Мурманской КЭЧ.
Кроме того, из письма от 28.04.2009 г. N 26/3/1336 начальника Северо-Западного квартирно-эксплуатационного управления (территориального) Минобороны Российской Федерации, осуществляющего общее руководство Мурманской КЭЧ района, следует, что в соответствии с указанием ГлавКЭУ МО РФ от 07.02.2006 г. N 147/555/390012 по перераспределению задач в области охраны окружающей среды между экологической службой ВС РФ и квартирными органами (пункт 2), на КЭЧ районов по обеспечению экологической безопасности возлагаются задачи: организация рационального использования водных ресурсов для нужд воинских частей (пункт 2.1), в том числе: водоснабжение (коммунальное, поверхностных и подземных источников); водоотведение (коммунальное канализации, стоки дождевые, талые, инфильтрационные); лицензирование права пользования поверхностными и подземными водными источниками; лабораторный контроль за состоянием забираемых и сточных вод.
Более того, в письме от 28.04.2009 г. фактически излагается позиция ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации относительно задач КЭЧ районов.
В письме от 26.03.2009 г. N 26/3/856 начальника Северо-Западного квартирно-эксплуатационного управления (территориального) Минобороны Российской Федерации указано, что оформление права пользования водными объектами для нужд войсковых частей, состоящих на квартирном довольствии в КЭЧ районов Северо-Западного КЭУ (т), возложено на КЭЧ районов.
Ссылки апелляционной жалобы на письмо Северо-Западного КЭУ от 08.06.2009 г. N 26/3/1953 не могут быть приняты судом в качестве доказательства отсутствия у КЭЧ обязанности по оформлению права пользования водными объектами.
Из указанного письма следует, что перед КЭЧ поставлена задача по согласованию с природоохранными органами вопросов водопользования.
Довод апелляционной жалобы о невозможности применения писем от 28.04.2009 г. и от 26.03.2009 г. со ссылкой на Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763, в связи с отсутствием их государственной регистрации и неопубликованием, подлежат отклонению.
Письма начальника Северо-Западного КЭУ (территориальное) не относятся к нормативно-правовым актам федеральных органов власти, являются документами, адресованными конкретным лицам. Кроме того, ссылаясь на невозможность применении писем начальника КЭУ, Мурманская КЭЧ приводит в обоснование своей позиции письмо того же начальника КЭУ от 08.06.2009 г.
Также, согласно действующему Положению "О квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота", утв. приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75 (с изменениями от 26 июня 2000 г.) к сфере деятельности КЭЧ районов относится обеспечение воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями (к "коммунальным сооружениям" относятся: электростанции, трансформаторные подстанции, водоканализационные установки (насосные станции, станции перекачки, очистные сооружения водопровода и канализации, водозаборные сооружения, артезианские скважины, водонапорные башни, подземные сооружения-резервуары для воды), внутренние и наружные сети: водопровода, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения (воздушные и кабельные) и сооружения на этих сетях); технической эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании воинских частей; предоставлением воинским частям коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, канализация, вывозка нечистот, мусора и т.п.).
Материалами дела подтверждается, что войсковой частью 36138, структурным подразделением которой является войсковая часть 03731, неоднократно ставился перед Мурманской КЭЧ вопрос о необходимости оформления права пользования водными объектами в подведомственных ей войсковых частях (л.д. 129, 130, 134, том 1).
При этом факт того, что войсковая часть 03731 не входит в состав Мурманской КЭЧ, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии у КЭЧ, в которой войсковая часть 03731 находится на квартирном обеспечении, обязанности по оформлению права пользования болотом и самим озером Безымянное, используемыми для сброса сточных вод и забора воды.
Следовательно, материалами дела подтверждается обязанность Мурманской КЭЧ района по оформлению права пользования спорными водными объектами, используемыми для хозяйственных нужд войсковой части 03731, находящейся на квартирном обеспечении у КЭЧ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом правомерно установлено наличие вины Мурманской КЭЧ в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доказательств наличия у Мурманской КЭЧ объективной невозможности оформления соответствующих решений на право пользования водными объектами, и принятия КЭЧ всех зависящих от нее мер по их оформлению, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Мурманской КЭЧ района состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Мурманской КЭЧ района не было допущено существенных процессуальных нарушений, которые привели бы к нарушениям прав и законных интересов привлекаемого к ответственности лица и являются основанием для безусловной отмены оспариваемого постановления.
Постановление вынесено лицом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6 КоАП РФ, в пределах сроков давности привлечения к ответственности, с учетом указанных в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельств.
Привлечение Мурманской КЭЧ района к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 5000 руб. является правомерным.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 октября 2009 года по делу N А42-4151/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4151/2009
Истец: Вторая Мурманская КЭЧ, ФГУ "Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)", ФГУ "Вторая Мурманская КЭЧ (района)"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Мурманской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14636/2009