г. Самара |
|
11 апреля 2011 г. |
Дело N А55-21693/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Бисярнина Н.И., доверенность от 11.10.10 г., N 3-49/102;
от ответчика - Ларина О.С., доверенность от 01.03.2011 г., N 01/04-299;
от третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Гусева Ю.С., доверенность от 28.05.10 г., N Д0501/1986;
ООО "Регион 63" - Рощектаев В.С., доверенность от 08.04.11 г., N 2;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2011 года
по делу N А55-21693/2010 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Общество с ограниченной ответственностью "Регион 63", г. Самара,
о признании незаконными постановлений N 486, N 487 от 18.05.2010 г. и протоколов открытого аукциона от 26.07.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными: постановления Администрации городского округа Самара (далее ответчик) N 486 от 18.05.2010 г. "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара"; постановления N 487 от 18.05.2010 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара"; протокола открытого аукциона от 26.07.2010 года право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 1, 34 га. в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2011 года по делу N А55-21693/2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и что судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик и третьи лица считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 г. Администрацией городского округа Самара принято постановление N 486 "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара".
18.05.2010 г. ответчиком принято постановление N 487 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара".
В соответствии с протоколом открытого аукциона от 26.07.2010 г. право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 1,34 га. получило ООО "Регион-63".
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на ст. 2 Закона Самарской области N 13ТД от 16.03.2007 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской облacти", согласно которой Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом в сфере защиты прав обманутых дольщиков, министерство в установленном порядке ведет peecтр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области (далее - реестр). Пунктом 2 статьи 3 Закона предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, министерство принимает меры в установленном действующим законодательством порядке к прекращению прав застройщиков на земельный участок и выступает заказчиком строительства многоквартирного дома.
В соответствии с Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" министерство выступает заказчиком по объекту "Проектирование и строительство жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789".
В рамках исполнения функций заказчика по проектированию и строительству жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789 министерством получены:
- Постановление Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 902 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в границах улиц Советской, Ставропольской, переулка Ташкентского, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе города Самары, для проектирования и строительства жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789";
- Постановление Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 904 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в границах улиц Советской, Ставропольской, переулка Ташкентского, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе города Самары, для проектирования и строительства жилой застройки в городском округе Самара, квартал 789".
Главой городского округа Самара утверждены:
- Постановление от 09.10.2007 N 828 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 71";
- Постановление от 09.10.2007 N 831 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 73";
- Постановление от 09.10.2007 N 832 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Советской в Кировском районе города Самары, для завершения строительства жилого дома N 75-77".
На работы по формированию земельных участков, заказчиком строительства которых выступает заявитель, из областного бюджета было потрачено более 250 тыс. руб., а также на проектные работы по площадке и отпуск инженерных мощностей более 100 000 тыс. руб.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель, считает, что ответчиком нарушены пункт 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Доводы заявителя арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил, как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
- многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
- многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Пункт 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Анализ вышеназванных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории предоставляются только земельные участки, ранее не представленные в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, в соответствии с Порядком подготовки, прохождения и согласования документов по развитию застроенных территорий городского округа Самара, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.08.2009 N 769, готовит и направляет в различные организации, запросы о предоставлении информации по территории, в отношении которой предполагается принять решение о развитии.
26.12.2009 Департамент строительства и архитектуры направил в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства запрос о предоставлении информации об арендаторах и землеотводах на территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара.
22.01.2010 из Минстерства поступил ответ от 19.01.2010 N 3/213 на данный запрос, из которого следует, что отсутствует информация о том, что у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области имеются какие - либо права на земельный участок в границах территории в отношении которой принято решение о развитии.
Из материалов дела также следует, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие предоставление ему спорных земельных участков.
Постановления Главы г.о. Самара, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, свидетельствуют об утверждении проекта границ земельных участков, а не о предоставлении их.
Кроме того, земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Исходя из изложенного, в соответствии со статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, Адресной программой сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории городского округа Самара, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 540 (в редакции решения Думы городского округа Тамара от 08.12.2009 N 832 арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности принятия 18.05.2010 г. постановлением Администрации городского округа Самара N 486 решения о развитии застроенной территории в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара площадью 1,34 га. и утверждения перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, в границах указанных улиц.
В соответствии со статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок.
Учитывая, что отсутствуют основания для признания недействительными оспариваемых постановлений незаконными, то соответственно отсутствуют основания для признания протокола открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории площадью 1,34 га. в границах улицы Советской, Острогорского проезда, Ташкентского переулка, проспекта Юных Пионеров в Кировском районе городского округа Самара от 26.07.2010 года незаконным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области 20.09.2010 года, тогда как оспариваемые Постановления Администрации городского округа Самары были опубликованы 19.05.2010 г.
Таким образом, трехмесячный срок, предусмотренный вышеназванной нормой, применительно к рассматриваемой ситуации, истек 19 августа 2010 года.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока, в котором Министерство ссылается на попытку досудебного урегулирования спора.
Согласно части 2 статьи 117 и ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, отсутствуют основания считать принятие мер по досудебному урегулированию спора уважительными причинами пропуска срока на обжалование.
Иных доказательств в уважительности пропуска срока представлено не было, а поэтому арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования.
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, которая предусматривает, что пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2011 года по делу N А55-21693/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21693/2010
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Ответчик: Администрация городского округа Самары
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ООО "Регион 63"