г. Саратов |
Дело N А57-2848/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.
судей Антоновой О.И., Бирченко А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пальцевой О.А.,
при участии в заседании:
от истца - Маслова С.В. по доверенности N 572 от 12.12.2008 г.,
от ответчика - от Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" - Минаев В.Ю. по доверенности N 02-02/639 от 08.07.2009 г.;
от Администрации г. Саратова - Макаренко М.Н. по доверенности N 01-02-41/44 от 06.07.2009 г.,
от третьих лиц - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2009 г. по делу N А57-2848/09, судья Н.А. Потапова,
по иску открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
к Комитету по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов", Муниципальному образованию город Саратов в лице Администрации г. Саратова
третьи лица: Муниципальное учреждение Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова, Администрация Фрунзенского района г. Саратова, РОСП Фрунзенского района г. Саратова о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 811229 руб. 31 коп.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" с иском к Комитету по финансам администрации г. Саратова, Муниципальному образованию город Саратов в лице Администрации г. Саратова о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 811229 руб. 31 коп.
Решением суда первой инстанции от 1 июня 2009 года с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" в порядке субсидиарной ответственности взыскана сумма задолженности в размере 811229 руб. 31 коп.
В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет по финансам администрации г. Саратова обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2009 года отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, кто является главным распорядителем средств для МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова".
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2007 г. по делу N А57-6376/07 с МУ "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району г. Саратова" в пользу открытого акционерного общества "Волжская ТГК" взыскана задолженность в размере 796761,69 рублей и расходов по уплате госпошлины в сумме 14467,62 рублей.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2007 года по делу N А57-6376/07 вступило в законную силу.
29 октября 2009 года на принудительное исполнение решения суда был выдан исполнительный лист N С 142537 (л.д. 15).
Исполнительный лист N С 142537 в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" предъявлен на исполнение в РОСП по Фрунзенскому району г. Саратова.
22 ноября 2007 г. постановлением о возбуждении исполнительного производства N 11340/628/08/2007 (л.д. 16) РОСП по Фрунзенскому району г. Саратова было возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу N С 142537, которое 16.07.2008 г. было окончено в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист был возвращен взыскателю.
В последующем исполнительный лист поступил на исполнение в Комитет по финансам Администрации г. Саратова, который письмом за N 07-02-11/11 от 26.01.2009г. сообщил взыскателю о том, что МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета города и, соответственно, лицевой счет данному учреждению в Комитете по финансам Администрации г. Саратова не открыт, в связи с чем, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
Открытое акционерное общество "Волжская ТГК" предприняло все возможные меры по взысканию задолженности по исполнительному листу N С-142537 от 29 октября 2007 года. По данному исполнительному листу с МУ "ДЕЗ Фрунзенского района г. Саратова" взыскание не производилось.
На основании положений статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с п. 3.2. Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23 июня 1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", Положением о Комитете по финансам Администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности с комитета по финансам администрации г. Саратова, так как последний, согласно возложенных на него функций, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, кто является главным распорядителем средств для МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова", судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Из содержания решения суда первой инстанции следует, что суд первой инстанции исследовал вопросы, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с п. 3.2. Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23 июня 1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам Администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172 Комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Денежных средств у МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава исполнителя от 12 декабря 2007 года (л.д. 17).
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет по финансам администрации г. Саратова, судом первой инстанции правомерно взыскана с Комитета по финансам Администрации г. Саратова в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2009 года по делу N А57-2848/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2848/09
Истец: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Ответчик: Муниципальное образование город Саратов в лице Администрации г. Саратова, Комитет по финансам Администрации г. Саратова
Третье лицо: РОСП Фрунзенского района г. Саратова, МУ ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова, Комитет по ЖКХ Администрации г. Саратова, Администрация Фрунзенского района г. Саратова
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5520/2009