г. Саратов |
Дело N А57-6544/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Саратовской таможни Юшманова И.А. по доверенности N 09-23/200-11 от 30.12.2008г.,
представителя ОАО "ТНК-ВР Холдинг" г. Москва Зенина А.В. по доверенности N 95 от 01.01.2009г., представлен отзыв на апелляционную жалобу;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской таможни, г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 года
по делу N А57-6544/2009, принятое судьей Самохваловой А.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг", г. Москва,
к Саратовской таможне, г. Саратов,
о признании недействительным решения N 11-01-18/4352 от 27.03.2009 года, об обязании возвратить сумму излишне уплаченных сборов в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Саратовской таможни N 11-01-18/4352 от 27.03.2009г., об обязании возвратить сумму излишне уплаченных сборов в размере 400 000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Саратовская таможня с принятым решением не согласилась, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что оснований для отмены решения Саратовской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление отсутствуют, так как декларирование товаров представляет собой подачу как временной, так и полной таможенных деклараций, соответственно, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае принятия таможней декларации.
Данное положение закреплено в п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. N 863, вступившим в силу 17.03.2009г. по истечении семи дней после официального опубликования.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество не соглашается с доводами Саратовской таможни и указывает, что представление декларантом в таможенный орган временной либо полной таможенной декларации образует единую процедуру периодического таможенного декларирования, в связи с чем уплата таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче временной таможенной декларации исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации.
Мотивировав отзыв на апелляционную жалобу, декларант ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2008г. N 4574/08 и Определение Конституционного Суда РФ от 07.11.2008г. N 631-о-о "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пп. 1 п. 1 статьи 357.7 и п. 1 статьи 357.10 Таможенного Кодекса РФ".
В представленных в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд письменных пояснениях ОАО "ТНК-ВР Холдинг" указывает на неправомерность применения Саратовской таможней в данным правоотношениям п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. N 863, поскольку данный пункт вступил в силу 25.03.2009г., то есть по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, а декларации Обществом были представлены в январе, феврале и марте 2009 г.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, декларант ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в период с января по февраль 2009 года на Саратовскую таможню представил 4 временных периодических деклараций на вывоз товаров - вакуумный газойль марки "А/Б" за пределы таможенной территории Российской Федерации. (л.д. 14, 16, 18, 22).
При этом Общество уплатило аванс за таможенное оформление товаров по этим декларациям в общей сумме 149000000 руб. на основании платежного поручения N 44668 от 29.12.2008г. (л.д. 24).
В отношении тех же товаров в марте 2009 года ОАО "ТНК-ВР Холдинг" представило на Саратовский таможенный пост 4 полных таможенных деклараций (л.д. 8-9, 10-11, 12-13, 20-21).
Полагая, что у общества отсутствует обязанность оплаты таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в Саратовскую таможню с заявлением от 17.03.2009г. о возврате излишне уплаченных сумм таможенных сборов в размере 400000 руб. (л.д. 6)
Саратовская таможня, письмом N 11-01-18/4352 от 27.03.2009г. отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, мотивировав тем, что в связи с отсутствием в Таможенном Кодексе РФ и Постановлении Правительства РФ от 28.12.2004г. N 863 однозначной нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленного статьей 138 Таможенного кодекса РФ, взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. (л.д. 7).
Не согласившись с решением таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у ОАО "ТНК-ВР Холдинг" отсутствовала обязанность по оплате таможенных сборов за подачу полных деклараций.
Следовательно, уплаченные таможенные сборы подлежат возврату в соответствии с ст. 355 Таможенного Кодекса РФ и Приказом ГТК России от 25.05.2004г. N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", как излишне уплаченные.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
По смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно ст. 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Согласно ст. 357.4 ТК РФ, для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии со ст. 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации ставки таможенных пошлин установлены в Постановлении N 863 от 28.12.2004г. "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров".
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 24.05.2006 N ГКПИ 06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС 06-267, подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, в связи с чем, суд указал на отсутствие оснований для вывода о том, что п. 7 Постановления регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что установленная п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что авансирование таможенных сборов было осуществлено при подаче временных таможенных деклараций в размере 149000000 руб. на основании платежного поручения N 44668 от 29.12.2008г.
В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу п. п. 2, 4 ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Поскольку сумма таможенных сборов, уплаченная при подаче таможенных деклараций, является излишне уплаченной в размере 400000 руб., установленные ст. 355 ТК РФ условия для возврата излишне уплаченных таможенных сборов Обществом были соблюдены, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Саратовской таможни законных оснований для отказа ОАО "ТНК-ВР-Холдинг" в возврате таможенных платежей в оспариваемой сумме является правильным.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы об отсутствии у Саратовской таможни оснований для возврата денежных средств не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводу Саратовской таможни о том, что сбор за таможенное оформление уплачивается при подаче как временной, так и полной таможенной декларации со ссылкой на п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, предусматривающий, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, дана надлежащая оценка судом первой инстанции, указавшим, что данный пункт был введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220, в связи с чем, не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, которые возникли до его принятия.
В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса РФ, акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1); акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ч. 2); акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ч. 3).
Судебной коллегией установлено, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, которым Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" дополнено п. 7.1, устанавливает новый порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление, а именно, таможенные сборы, со дня вступления Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. N220 в законную силу, уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 Постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
На основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ" с 05.06.1996 г. по настоящее время акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 было официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 16.03.2009г., в "Российской газете" - 17.03.2009г.
В связи с неопределенностью с датой начала действия документа, связанной с первой официальной публикацией, Письмом ФТС РФ от 06.04.2009 N 01-11/14751 сообщается, что данный документ вступил в силу с 25 марта 2009 года.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что данный пункт не может быть применен к рассматриваемой ситуации, так как Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 вступило в силу позже подачи обществом таможенных деклараций в январе, феврале и марте 2009 г., и поэтому согласно ч. 1 статьи 4 ТмК РФ применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие, и не имеет обратной силы.
В апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения от 30.06.2009 года учел все обстоятельства, изложенные выше, апелляционная инстанция находит судебный акт законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2009 года по делу N А57-6544/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судья |
С.Г. Веряскина Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6544/09
Истец: ОАО "ТНК-ВР Холдинг"
Ответчик: Саратовская таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6037/2009