Проблемы мотивации в некоммерческих организациях
В соответствии с российским законодательством некоммерческие организации (НКО), в отличие от коммерческих, имеют нематериальную социальную направленность, т.е. образуются не для получения прибыли. Так, в Законе РФ "О некоммерческих организациях" в ст. 2, п. 2 указано: "Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ" [2].
В то же время законодательным образом предусмотрено, что НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых эти организации созданы, при этом НКО не имеют права распределять прибыль между участниками организаций [2, ст. 2, п. 1 и ст. 24, п. 2].
В связи с этим на практике возникает проблема мотивации к эффективному труду работников этих организаций. Данная проблема проистекает из разницы целей коммерческих и некоммерческих организаций, совмещение которых, в силу их определенной противоречивости, достаточно сложно, а во многих случаях не позволяет получить преимущества от каждого вида деятельности.
Другими словами, предпринимательская деятельность в НКО выполняется недостаточно эффективно в силу того, что главный ее стимул и результат (прибыль) не присваивается создающими ее людьми, а направляется на социально значимые цели, - по сути дела, потребляется другими лицами. Еще один негативный момент: некоммерческая организация некоторыми предприимчивыми людьми может использоваться как "ширма" для сокрытия оборота и ухода от налогов, поэтому предпринимательская деятельность рассматривается многими руководителями НКО как нежелательная, чтобы не создавать имидж неблагонадежной организации.
В результате на практике происходит "переключение" внимания с внутренних источников финансирования и развития (предпринимательская деятельность, членство в НКО, собственные ресурсы и т.д.) на внешние (получение грантов, субсидий, благотворительных взносов), что значительно снижает организационную и финансовую устойчивость НКО, увеличивает их зависимость от спонсоров, грантодателей и т.д.
Как указывают Д. Кримминс, М. Кил, сложившаяся ситуация объясняется тем, что "некоммерческий сектор традиционно привлекал людей, искренне заинтересованных в достижении уставных целей, общественно полезных программах, а не в бизнесе. Приоритет других мотивов, а также нежелание что-либо менять в своей деятельности, понимание ограниченности своего предпринимательского потенциала мешают НКО заниматься этим видом деятельности" [1, с. 30]. Этот вывод подтверждают данные практики: предпринимательской деятельностью занимается только десятая часть от зарегистрированных НКО (или около 60 тыс. некоммерческих организаций).
Кроме того, несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников НКО (в здравоохранении, образовании, физической культуре и т.д.), на практике отмечается весьма невысокий уровень оплаты их труда: на протяжении многих лет он стабильно держится ниже среднероссийского уровня (таблица 1) [7].
Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников организаций по отраслям экономики
(в процентах к среднему уровню)
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Промышленность | 112 | 113 | 110 | 110 | 103 | 112 | 115 | 121 | 123 | 124 | 118 | 117 | 117 |
Сельское хозяйство | 74 | 91 | 82 | 92 | 95 | 50 | 44 | 41 | 40 | 40 | 40 | 39 | 41 |
Строительство | 128 | 123 | 121 | 124 | 124 | 126 | 127 | 118 | 126 | 128 | 120 | 119 | 118 |
Транспорт | 118 | 124 | 124 | 120 | 115 | 156 | 144 | 151 | 150 | 137 | 136 | 139 | 141 |
Связь | 83 | 88 | 89 | 85 | 85 | 124 | 140 | 138 | 129 | 127 | 130 | 133 | 133 |
Оптовая и розничная торговля, обществен- ное питание |
81 | 77 | 84 | 80 | 85 | 76 | 80 | 80 | 71 | 71 | 70 | 72 | 72 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологиче- ская службы |
141 | 146 | 141 | 138 | 144 | 145 | 172 | 171 | 197 | 208 | 185 | 187 | 170 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизво- дственные виды быто- вого обслуживания на- селения |
81 | 76 | 80 | 77 | 74 | 102 | 105 | 92 | 88 | 86 | 85 | 85 | 85 |
Здравоохранение, фи- зическая культура и социальное обеспече- ние |
79 | 72 | 77 | 71 | 67 | 74 | 69 | 64 | 62 | 62 | 74 | 68 | 70 |
Образование | 90 | 87 | 80 | 78 | 67 | 65 | 63 | 58 | 56 | 56 | 67 | 62 | 62 |
Культура и искусство | 75 | 66 | 71 | 65 | 62 | 61 | 62 | 56 | 55 | 59 | 66 | 63 | 64 |
Наука и научное об- служивание |
115 | 109 | 102 | 102 | 113 | 77 | 98 | 110 | 122 | 126 | 126 | 127 | 129 |
Финансы, кредит, страхование |
97 | 96 | 99 | 96 | 135 | 163 | 199 | 231 | 244 | 286 | 285 | 270 | 247 |
Управление | 107 | 94 | 97 | 90 | 120 | 107 | 129 | 123 | 120 | 112 | 118 | 125 | 118 |
Несмотря на последние инициативы государства (по оплате труда классных руководителей в системе среднего образования, участковых врачей в системе здравоохранения, научных работников в научной сфере и т.д.), до коренного изменения сложившейся ситуации еще далеко.
С другой стороны, в качестве факторов, компенсирующих недостаточно высокую оплату труда работников, на практике обычно используются такие, как гибкий график работы, свобода творчества, возможность повышения квалификации, доступа к оборудованию, информации и пр. [3, с. 11].
Можно заключить, что труд в некоммерческих организациях весьма специфичен: несмотря на низкое материальное вознаграждение, часто ненормированный рабочий день (в большинстве случаев достаточно сложно различить "рабочее время" и "досуг" работников этих организаций), в некоммерческом секторе в большей степени продолжают трудиться люди, пришедшие в НКО по призванию, с желанием оказывать общественно значимые услуги.
Учитывая, что специфически роль и значение экономических методов мотивации (коллективного, группового, индивидуального стимулирования труда, системы оплаты и премирования труда) в НКО значительно снижена, для обеспечения эффективного труда работников этих организаций по достижению уставных целей необходимо акцентировать управление на социально-психологических методах стимулирования, шире использовать специфические формы организации и мотивации труда (частичную занятость, неоплачиваемый труд добровольцев и т.д.).
Это особенно актуально в условиях ужесточения конкурентной борьбы за получение того или иного источника финансирования некоммерческих организаций, усложнения и дифференциации потребностей потребителей общественно значимых услуг, необходимости включения в процесс реализации национальных проектов в соответствии с новыми стратегическими ориентирами государства в области образования, здравоохранения, в науке и пр.
В то же время результаты исследований показывают, что в НКО до сих пор еще не осознали своих дополнительных специфических преимуществ (например, практически не видят большой целесообразности в увеличении числа членов своих организаций или в привлечении добровольцев). К сожалению, на практике также не всегда учитывается, что помимо предпринимательской деятельности имеется ряд внутренних источников, которые можно использовать без ущерба для имиджа НКО (в направлении эффективного использования собственных ресурсов, в первую очередь человеческих).
Все это вместе взятое говорит о необходимости повышения профессионального уровня руководителей некоммерческих организаций во многих функциональных аспектах менеджмента (особенно в использовании эффективных механизмов мотивации), освоения ими новых технологий управления: стратегического менеджмента, антикризисного управления и др.
Работа выполнена при финансовой поддержке Международного научного фонда экономических исследований, академика Н.П. Федоренко. Проект N 2005-065.
1. Выживет ли культура в условиях рынка / Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. - СПб: Изд-во "НОТАБЕНЕ", 1996. - 96 с.
2. Закон РФ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12 января 1996 г. (в редакции Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ, 23.12.2003 N 179-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ).
3. НКО России: предварительные итоги // Деньги и благотворительность. - 2001. - N 1.
4. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
С.В. Панасенко,
Северо-Кавказский государственный технический
университет (СевКавГТУ), докторант кафедры менеджмента,
к.э.н., доцент pva1990@mail.ru
"Управление персоналом", N 14, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.