г. Санкт-Петербург
14 января 2008 г. |
Дело N А26-4869/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной
судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15964/2007) ЗАО "Комилесзаготпром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2007 года по делу N А26-4869/2007 (судья Н.А.Кришталь),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: Дегтев А.Ю., доверенность б/н от 09.01.2008 года
от ответчика: Тулкина Е.А., доверенность N 06-01-1866 от 20.11.2007 года
установил:
Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2007 N А-07/138 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора) о назначении административного наказания.
Решением суда от 05.10.2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - за использование участков лесного фонда для складирования древесины без документов, разрешающих осуществление данной хозяйственной деятельности.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Комилесзаготпром" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие вины Общества в совершении правонарушения.
Управление Росприроднадзора представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновывает правомерность привлечения Общества к административной ответственности.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.11.2006 между Обществом и ФГУ "Олонецкий лесхоз" заключен договор N 4 на аренду участков лесного фонда с целью заготовки древесины по главному и промежуточному пользованию и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.
На основании указанного договора 29.12.2006 ФГУ "Олонецкий лесхоз" Обществу оформлены лесорубочные билеты на заготовку древесины:
N 531 - в Видлицком лесничестве
N 542 - в Обжанском лесничестве
N 551 - в Олонецком лесничестве
N 553 - в Видлицком лесничестве.
5 июня 2007 года специалистом-экспертом Управления Росприроднадзора в присутствии лесничего ФГУ "Олонецкий лесхоз" составлены Акты проверки соблюдения земельного законодательства, которыми зафиксированы факты использования земельных участков в кв.130 Олонецкого лесничества и в кв.196 Видлицкого лесничества для складирования вырубленной древесины без согласования с лесничеством (т.1 л.д.142-145).
6 июня 2007 года составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства, согласно которому в кв.121 Обжанского лесничества установлено "в процессе вывозки древесины из кв.130 складирование древесины, участок используется самовольно без разрешительных документов" (т.1 л.д.140-141).
7 июня 2007 года Управлением Росприроднадзора и лесничим Олонецкого лесничества проведена промежуточная проверка качества разработки лесосеки в кв.28 Олонецкого лесничества, ведущейся на основании лесорубочного билета N 551, в ходе которой выявлен факт использования земельного участка площадью 180 кв.м под лесные склады (штабеля древесины), о чем составлен Акт от 07.06.2007 года (т.1 л.д.138).
9 июля 2007 государственным инспектором по использованию и охране земель по Республике Карелия составлен протокол N 9 об административном правонарушении, согласно которому ЗАО "Комилесзаготпром" при проведении лесозаготовительных работ допустило нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании участков лесного фонда для складирования древесины без документов, разрешающих осуществление данной хозяйственной деятельности: Видлицкое лесничество - кв.130 выд.9, Обжанское лесничество - кв.121 выд.33, Олонецкое лесничество - кв.28 выд.42.
Выявленное нарушение квалифицировано по статье 7.1 КоАП РФ - как использование земельного участка без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
27.07.2007 заместителем главного государственного инспектора по контролю за использованием и охраной земель и по охране природы по Республике Карелия - заместителем руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Карелия вынесено постановление N А-07/138 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, и ЗАО "Комилесзаготпром" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления Росприроднадзора, ЗАО "Комилесзаготпром" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности за нарушение земельного законодательства по статье 7.1 КоАП.
Апелляционная инстанция считает вывод суда ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
По мнению административного органа, нарушение Обществом земельного законодательства заключалось в осуществлении хозяйственной деятельности в виде организации складов срубленной древесины без соответствующего разрешения, поскольку имеющиеся у Общества лесорубочные билеты N N 531, 542,551,553 не предусматривали такой вид деятельности.
Лесорубочный билет N 44, разрешающий устройство промсклада в кв.130, 128 Видлицкого лесничества, получен Обществом 21.06.2007 (т.1 л.д.123), после обнаружения допущенных нарушений.
Суд согласился с позицией Управления Росприроднадзора.
Объективная сторона инкриминируемого Обществу правонарушения (статья 7.1 КоАП РФ) выражается в любом использовании земельного участка без разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Ведение хозяйственной деятельности на участках лесного фонда осуществлялось ЗАО "Комилесзаготпром" на основании договора аренды и лесорубочных билетов.
Ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведение построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Таким образом, статьей 7.1 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за использование земельного участка без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в то время как статья 7.9 Кодекса - специальная норма.
В тех случаях, когда административная ответственность за использование отдельных категорий земель установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом.
Изложенное свидетельствует, что квалификация инкриминируемого Обществу правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ является неправомерной.
Кроме того, апелляционная инстанция считает необходимым отметить следующее.
Лесные отношения регулируются лесным законодательством (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации, далее - ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (п.2 ст.6 ЛК РФ).
Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (п.1 ст.12 ЛК РФ).
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 статьи 12 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).
Следовательно, нарушение установленных Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами правил и норм в области пользования участками лесного фонда, в том числе связанные с организацией лесных складов без соответствующего разрешения, является нарушением лесного законодательства.
Составы административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования расположены в главе 8 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, частью 4 названной статьи Кодекса установлена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективная сторона таких правонарушений выражается в осуществлении лесных пользований (заготовки древесины) не в соответствии с целями и требованиями, установленными разрешительными документами (лесорубочным билетом).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, штабеля древесины на выделенных Обществу для заготовки древесины участках образованы в результате несвоевременного вывоза вырубленной древесины, в то время как согласно лесорубочным билетам вывозка древесины должна осуществляться одновременно с заготовкой.
Таким образом, несвоевременный вывоз заготовленной древесины, ее складирование на выделенных участках лесного фонда свидетельствует о нарушении Обществом также правил использования лесов.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.25 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Управлению Росприроднадзора следовало надлежащим образом оценить все обстоятельства выявленных нарушений, правильно квалифицировать их в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушений и, в случае установления совершения Обществом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями Кодекса, назначить административное наказание в соответствии с частью 2 статьи 4.4. КоАП РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконными оспариваемого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 5 октября 2007 года по делу N А26-4869/2007 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 27.07.2007 N А-07/138 о назначении административного наказания ЗАО "Комилесзаготпром".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4869/2007
Истец: Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром", Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы по наздору в сфере природопользования по Республике Карелия