г. Санкт-Петербург
21 февраля 2008 г. |
Дело N А21-5262/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Гафиатуллиной Т.С.
судей Лариной Т.С., Марченко Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Васюковой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2060/2007) Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2006 по делу А21-5262/2006 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Агерратум"
к Калининградской таможне
3-е лицо: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: Краснов А.Н., доверенность от 01.10.2007 N 01/10/2007
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агерратум" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 10.08.2006 N 10205000/100806/0000086.
Определением от 25 сентября 2006 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции на основании ходатайства ответчика привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (том 1, л.д. 99).
Решением от 19 декабря 2006 года суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда от 19.12.2006 отменить, полагая, что оспоренное требование выставлено в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, наличие у лица соответствующих лицензий на ввоз мяса не может служить основанием для применения пониженной ставки таможенной пошлины в случае превышения доли тарифной квоты, выделенной в соответствии с установленным порядком. Кроме того, как считает таможенный орган, признавая лицензии недействительными с момента их выдачи, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель общества представил дополнение к отзыву, обосновывающие его документы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители таможни, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в ноябре - декабре 2005 года общество на основании внешнеэкономического контракта осуществило ввоз на территорию Российской Федерации в таможенном режиме для внутреннего потребления свинины мороженой. При таможенном оформлении товара заявитель применил льготу в соответствии с разовыми лицензиями от 23.09.2005 N N 847505514179, 847505514178, 847505514177, от 16.12.2005 N ЛР 747505518317; от 18.10.2005 NN 748505514931, 748505514932, выданными Минэкономразвития РФ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году".
Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 "О признании лицензий недействительными" выданные, в том числе и заявителю, лицензии были признаны недействительными, и Департаменту государственного регулирования внешнеторговой деятельности вменялось в обязанность проинформировать Федеральную таможенную службу России об этом для принятия мер по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей (далее - Приказ N 211, том 1, л.д. 81-94).
Во исполнение названного приказа таможня провела проверку на основании статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) документов и сведений после выпуска товаров. По результатам проверки таможенный орган выставил Обществу требование от 10.08.2006 N 10205000/100806/000086 об уплате 30143191 руб. 23 коп. таможенных пошлин, в том числе 2740381 руб. 11 коп. НДС, а также 3278383 руб. 74 коп. пеней за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов (том 1, л.д. 7 - 8).
Не согласившись с законностью названного требования, ООО "Агерратум" оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что:
- ссылка в Приказе N 211 на превышение тарифных квот при выдачи обществу лицензий не может служить основанием для их аннулирования;
- действующее законодательство не предусматривает возможности отмены с момента выдачи тех лицензий, срок действия которых истек к моменту их аннулирования и права по которым к моменту отмены реализованы;
- таможенным органом нарушены требования Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок доначисления таможенных платежей;
- общество правомерно исчислило таможенные платежи в соответствии с присвоенным товару кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение стороны, оценив доводы жалобы считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу таможни - удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе, в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации.
В пункте 4 названной нормы определено, что тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.
При этом согласно пункту 2 статьи 36 Закона о таможенном тарифе для целей указанной статьи под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.
Одновременно под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые, в том числе, классифицируются в 1 - 24 группах ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Закона о таможенном тарифе ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Выдача указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности. Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства и поименованного в пункте 3 настоящей статьи, в предыдущем календарном году.
При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты. Порядок и сроки выдачи указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи лицензий и проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).
Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" говядина мороженая (код по ТН ВЭД 0202) и свинина мороженая (код по ТН ВЭД 0203) классифицируются во 2-й группе ТН ВЭД, а, следовательно, на их ввоз распространяется действие статьи 36 Закона о таможенном тарифе.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" и N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году" утверждены ставки ввозных таможенных пошлин со сроком действия с 1 января по 31 декабря 2005 года, а также определены порядок и срок выдачи лицензий в 2005 году.
Расчет объема ввоза мяса для участников внешнеэкономической деятельности в 2005 году с разбивкой по государствам-поставщикам (союзу государств) осуществлялся Минэкономразвития России в установленном порядке в соответствии с Методикой расчета 100% объема мяса домашней птицы и 85% объемов свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29.01.2005 N 15 "О мерах по выполнению Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 877 "О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 году", от 30 декабря 2004 года N 878 "О регулировании импорта мороженой говядины в 2005 году", от 30 декабря 2004 года N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году", от 30 декабря 2004 года N 880 "Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году".
Тарифная квота, предоставленная заявителю, определена в соответствии с действовавшим порядком распределения, установленным Правительством РФ. Количество товара (код по ТН ВЭД 0202, 0203), которое лицо вправе импортировать по пониженной ставке таможенной пошлины, обусловлено только размером выделенной в установленном порядке доли тарифной квоты, и при наличии лицензии, выданной компетентным органом. Иного порядка изменения доли тарифной квоты законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, общая квота заявителя в 2005 году на ввоз свинины мороженной составила 31 036 610 кг. Указанная квота была выбрана заявителем полностью путем ввоза свинины на территорию Российской Федерации на основании выданных лицензий. Сверх нормы было ввезено 3 997 484 кг. свинины. Данное обстоятельство подтверждается также судебными актами по делу N А40-72993/06-145-440, в рамках которого истцом оспаривался Приказ N 211.
В ходе проверки, проведенной Минэкономразвития РФ, установлено, что отдельным импортерам, в том числе и заявителю, лицензии были выданы с превышением предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем, указанные лицензии признаны Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 недействительными (полностью или в соответствующих частях) с момента их выдачи.
Исходя из положений таможенного законодательства, пониженные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам, ввозимым в рамках тарифной квоты. Наличие у лица лицензий Минэкономразвития России на ввоз свинины и говядины само по себе не может рассматриваться как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации вне рамок имеющейся у такого лица доли тарифной квоты.
Поскольку применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, которая была превышена заявителем, то общество не имело права на тарифные преференции в соответствии с лицензиями, выданными сверх выбранного объема свинины.
Нельзя признать состоятельным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для приостановления или аннулирования выданных лицензий, предусмотренных пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299, и пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.05 N 364. Из указанных норм следует, что ими установлены основания для приостановления и аннулирования лицензий, выданных с соблюдением закона, в связи с обстоятельствами, возникшими после выдачи лицензий.
Как указывалось выше, по делу N А40-72993/06-145-440 судами установлено, что часть лицензий заявителю выданы с превышением тарифной квоты, что свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента их выдачи, в связи с чем, заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Приказа Министерства экономического развития и торговли России от 31.07.2006 N 211 в части, касающейся лицензий, выданных ООО "Агерратум".
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Пунктом 3 приведенной нормы права предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
В настоящем споре, установив факт неуплаты заявителем таможенных платежей в определенном законодательством Российской Федерации порядке, таможня обоснованно направила в адрес общества оспоренное требование. Начисление таможенных платежей осуществлено таможней исходя сведений, содержащихся в представленных заявителем грузовых таможенных декларациях и факта признания недействительными спорных лицензий со дня их выдачи.
Подлежит отклонению довод заявителя о фактическом ввозе свинины в рамках выделенных квот со ссылкой на выписку из федерального банка выданных лицензий (л.д. 78-86, том 2). Как указывалось выше, обстоятельства ввоза ООО "Агерратум" свинины с превышением причитающейся заявителю доли тарифной квоты, исследовались судами в рамках дела N А40-72993/06-145-440, и выводы судов о выдаче лицензий с превышением доли тарифной квоты не опровергаются представленной таможенным органом выпиской из федерального банка базы выданных лицензий.
Таким образом, при ввозе свинины мороженной сверх выделенной доли квоты общество неправомерно применяло пониженные ставки таможенных пошлин, а потому таможня обоснованно доначислила таможенные пошлины, подлежащие уплате в общем порядке без применения соответствующих тарифных преференций, которыми воспользовалось общество при ввозе мясопродукции по лицензиями, признанными недействительными со дня их выдачи Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211.
Представитель общества в порядке статьи 65 АПК РФ не представил в суд достаточных доказательств в подтверждении своих возражений по размеру оспариваемого требования. Расчет суммы требования документально не опровергнут. Также не подтверждены в достаточной степени его доводы о нарушении его прав и законных интересов путем выставления требования в отношении всего объема товара, ввезенного по лицензии от 18.10.2005 N 748505514931. Суд отклонил ходатайство представителя общества о назначении сверки с ответчиком количества ввезенного товара, поскольку по данной лицензии по утверждению самого заявителя товар мог ввозиться через три таможни (Балтийская, Новороссийская, Калининградская) и сверка с Калининградской таможней не будет являться достаточным доказательством, подтверждающим доводы стороны. Представленные стороной в обоснование своего довода копия лицензии от 18.10.2005 N 748505514931 на двух листах (лицевая и оборотная), копия инкассового поручения Новороссийской таможни от 26.11.2007, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2008 по делу N А56-39402/2006 не могут служить достаточными доказательствами для утверждения о не верности размера оспариваемого требования. Ходатайство представителя ООО "Агерратум" об отложении рассмотрения апелляционной жалобы для представления дополнительных доказательств отклонено судом в связи со злоупотреблением обществом своими процессуальными правами. Арбитражный суд апелляционной инстанции трижды откладывал рассмотрение жалобы по ходатайству истца для предоставления доказательств в обоснование своих доводов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 декабря 2006 года по делу N А21-5262/2006 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Агерратум" отказать.
Взыскать с ООО "Агерратум" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000,00 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5262/2006
Истец: ООО "Агерратум"
Ответчик: Калининградская таможня
Кредитор: Арбитражный суд г. Москвы
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, ООО "Агерратум", Министерство Экономического развития и торговли РФ