Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 августа 2006 г. N КА-А40/7856-06
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.06, отказано в удовлетворении требований ООО "Виссманн" о признании недействительным решения ИФНС РФ N 16 по г. Москве от 05.10.05 N 2152/1 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Применив п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 4, подп. 1 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, суды указали, что в действиях налогоплательщика имеется состав правонарушения, предусмотренный п. 2 ст. 120 НК РФ, в виде грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода, в связи с чем Инспекция правомерно привлекла его к ответственности в виде штрафа в размере 15000 руб., Обществу предложено уплатить НДС в размере 2654863 руб.
В кассационной жалобе ООО "Виссманн" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителей ИФНС РФ N 16 и УФНС РФ по г. Москве, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене, в связи с применением закона, не подлежащего применению и неправильным истолкованием закона, подлежащего применению.
Оспариваемым решением Инспекция произвела доначисление НДС по рекламным материалам в размере 2654.863 руб.; привлекла к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 15000 руб.
Инспекция посчитала, что товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем приняла названное решение.
Суд согласился с доводами налогового органа.
Кассационная инстанция находит данный вывод ошибочным.
В силу ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Пункт 3 статьи 38 НК РФ устанавливает, что товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В силу ст. 3 Закона РФ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рыНКе.
В данном случае рекламные материалы - брошюры, каталоги, содержащие информацию о заявителе, технические характеристики отопительной техники, которые не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рыНКе, т.е. не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ.
Стоимость рекламных материалов относилась заявителем на издержки производства и обращения, как расходы по рекламе, включалась в стоимость реализуемой продукции, на которую начислялся и уплачивался НДС.
Кроме того, формируя налогооблагаемую базу, заявитель руководствовался письмом Управления МНС РФ по г. Москве от 31.07.01 N 02-14/35611 "О налоге на добавленную стоимость", которым разъяснено, что стоимость рекламных материалов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость", что в силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ исключает вину в совершении налогового правонарушения и основания для привлечения к ответственности в силу п. 2 ст. 111 НК РФ отсутствуют.
При таких данных оспариваемое решение Инспекции противоречит закону, является необоснованным.
Суды полно и всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства, однако неправильно истолковали закон, подлежащий применению, применили закон, не подлежащий применению, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Собирания каких-либо доказательств не требуется, в связи с чем кассационная инстанция считает необходимым вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.06 отменить.
Признать недействительным решение N 2152/1 от 05.10.05 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления НДС по рекламным материалам и применения штрафных санкций по НДС.
Возвратить ООО "Виссманн" из федерального бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 3000 (три тысячи) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях гл.21 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
По мнению налогового органа, товары, переданные обществом в рекламных целях, являются объектом налогообложения НДС.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанции согласились с налоговым органом.
Суд кассационной инстанции указал, что передаваемые обществом в рекламных целях товары не являются товаром в смысле ст.38 НК РФ, поэтому объект налогообложения НДС в данном случае отсутствует.
Согласно ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Суд кассационной инстанции сделал вывод, что передаваемые обществом рекламные материалы - брошюры, каталоги, содержащие информацию о заявителе, технические характеристики отопительной техники, не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рынке. Т.е., по мнению суда, они не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ.
При этом стоимость рекламных материалов общество относило на издержки производства и обращения, как расходы по рекламе, включало в стоимость реализуемой продукции, на которую начислялся и уплачивался НДС.
В связи с этим суд кассационной инстанции поддержал позицию общества, состоявшиеся по делу судебные акты (решение и постановление апелляционной инстанции) по делу отменил, кассационную жалобу общества удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2006 г. N КА-А40/7856-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании