г. Санкт-Петербург
20 июня 2008 г. |
Дело N А56-35691/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4766) Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2008 по делу N А56-35691/2007 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению 31 Отряда пожарной охраны Бокситогорского района ЛО МЧС России
к Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя):Тараканова Ю.А., доверенность от 24.10.2007.
от ответчика (должника): Никифорова Е.В., доверенность от 09.01.2008 N 11-06/3.
установил:
31 отряд пожарной охраны Бокситогорского района Ленинградской области МЧС России (далее - 31 ОПО, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 12-05Б/67 от 12.01.2007 в части доначисления НДС в сумме 100 172 руб.
Решением суда первой инстанции от 20.03.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы часть платных услуг оказанных 31 ОПО (прием и обработка сигналов на ПСЧ, поступающих от систем АППЗ; выдача заключения о противопожарном состоянии; выставление поста для проведения праздников; обеспечение пожарным автомобилем спортлагеря "Олимп"; проверка качества монтажа систем автоматической противопожарной защиты) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, поскольку действующее законодательство не возлагает на Государственную противопожарную службу выполнение указанных работ в качестве исключительных полномочий. Кроме того, налоговый орган ссылается на преюдициальное значение решения суда по делу N А56-17072/2007, в котором, по мнению Инспекции, установлена правомерность доначисления спорной суммы НДС.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Представитель 31 ОПО с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки 31 отряда пожарной охраны Бокситогорского района Ленинградской области МЧС России налоговым органом принято Решение N 12-05Б/67 о доначислении 100 172 руб. НДС с оказанных платных услуг за 2004 год - 1 полугодие 2006 года, налога на прибыль.
Указанным решением налогового органа 31 ОПО привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 23 034 руб. Отряду предложено уплатить суммы налоговых санкций, 15 002 руб. налога на прибыль, 100 172 руб. НДС, пени в размере 27 536 руб. за несвоевременную уплату налогов, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для доначисления 100 172 руб. НДС явились выявленные в ходе проверки факты оказания платных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям, исполнение которых, по мнению налогового органа, не является исключительным полномочием 31 ОПО Бокситогорского района.
31 ОПО Бокситогорского района посчитав незаконным решение Инспекции в части доначисление 100 172 руб. НДС, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя, оспариваемое Решение налогового органа признал недействительным в части доначисления НДС в сумме 100172 руб. как не соответствующее положениям главы 21 НК РФ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм процессуального права, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с учетом изменений и дополнений) основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров. Ст. 5 указанного Федерального закона установлено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (до 01.01.02 в состав МВД России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы, организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров.
Согласно ст. 24 ФЗ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ, работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно-технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожранной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги, связанные с противопожарной защитой, приведены под кодовым обозначением 7523040. При этом под кодовым обозначением 7500000 перечисляются услуги в области государственного управления и административно-правительственные услуги.
Услуги Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий), независимо от того, организациям какой формы собственности они оказываются и по каким договорам, относятся к услугам, возложенным на государственные органы, исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, в связи с чем, на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация указанных услуг не облагается НДС.
Данная позиция подтверждается и Письмом МНС России от 02.03.01 N ВГ-6-03/184@.
Из материалов дела следует, что 31 ОПО Бокситогорского района является единственным отрядом пожарной охраны на территории Бокситогорского района. 31 ОПО осуществлял обеспечение пожарной безопасности на основании договоров N 3 от 26.04.2004, N 7 от 08.09.2004, N 8 от 01.11.2004, N 9 от 20.12.2004.
Услуги и работы, оказываемые и производимые 31 ОПО входят в круг его исключительных полномочий в сфере пожарной безопасности, обязательность выполнения которых установлена ст. 24 ФЗ "О пожарной безопасности" и Положением о 31 ОПО, являются его уставной деятельностью.
Кроме того, 31 ОПО в соответствии с Положением, утвержденным приказом УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области N 145 от 17.05.1995г., входит в состав Государственной противопожарной службы Российской Федерации, является органом, входящим в систему органов государственной власти.
Таким образом, услуги государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, и не облагаются НДС на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела доказательств, 31 ОПО в стоимость услуг НДС не включал, выставленные 31 ОПО счета-фактуры на оплату оказанных услуг не содержат сумм НДС. В составе полученной выручки от оказания услуг НДС от получателей услуг не поступал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое Решение налогового органа в части доначисления НДС в сумме 100 172 руб. как не соответствующее положениям главы 21 НК РФ.
Ссылка Инспекции на решение суда по делу N А56-17072/2007, которое, по мнению Инспекции, имеет преюдициальное значение для настоящего спора, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В деле N А56-17072/2007 налоговым органом было заявлено требование о взыскании с 31 ОПО сумм налоговых санкций по решению N 12-056/67 от 12.01.07г. в размере 23 034 рубля, в том числе за неполную уплату НДС - 20 034 рублей, за неполную уплату налога на прибыль - 3 000 рублей.
Однако из решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.07 по делу N А56-17072/2007 следует, что единственным основанием для удовлетворения требований налогового органа явилось признание Отрядом заявленных требований.
При рассмотрении дела N А56-17072/2007 арбитражный суд не устанавливал обстоятельства совершения налогового нарушения.
Следовательно, ссылка инспекции на пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерна.
Налоговым органом в апелляционный суд не представлено доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 марта 2008 г. по делу N А56-35691/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35691/2007
Истец: 31 Отряд пожарной охраны Бокситогорского района ЛО МЧС России
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N6 по Ленинградской области