г. Санкт-Петербург
01 июля 2008 г. |
Дело N А56-53451/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой.
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4797/2008 ) (заявление) КУГИ СПб на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2008 по делу N А56-53451/2005 (судья Ю. А. Раннеева), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Ижорские заводы"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
3-е лицо КУГИ Санкт-Петербурга, ООО "Инстрэл"
о признании недействительным решения, обязании совершить действия
при участии:
от истца (заявителя): Шабанов А. А. (доверенность от 09.01.2008 N 5С.14
от ответчика (должника): Турутина Е. И. (доверенность от 09.01.2008 N 11)
от 3-го лица: КУГИ СПб: Шустова Д. Н. (доверенность от 29.12.2007 N 32136-42)
ООО "Инстрэл": не явился.
установил:
Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - заявитель, ОАО "Ижорские заводы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ, ответчик) о признании недействительным решения ответчика от 20.09.2005 г. N 4691 об отказе в кадастровом учете объекта недвижимости - железнодорожных путей и об обязании ответчика в порядке статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия на кадастровый учет железнодорожных путей.
Решением суда первой инстанции от 13.06.2006 г. заявление удовлетворено. Решение КЗРиЗ от 20.09.2005 г. N 4691 об отказе в кадастровом учете объекта недвижимости - железнодорожных путей признано недействительным. На ответчика возложена обязанность провести работы по кадастровому учету железнодорожных путей. Решение суда в апелляционный и кассационный суды не обжаловалось.
Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ СПб) подано заявление о пересмотре решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по данному делу в порядке надзора.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.08.2007 г. в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра решения в порядке надзора отказано, дело направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, поскольку ВАС РФ усмотрел основания для проверки правильности применения норм материального права.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2007 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом судом кассационной инстанции указано, что разрешение вопроса о том, подлежит ли конкретное имущество кадастровому учету, зависит от возможности распространения на данный объект правового режима недвижимого имущества, что, в свою очередь, связано с приобретением собственником этого имущества определенных прав на соответствующий земельный участок. Это обстоятельство послужило основанием для вывода суда кассационной инстанции о том, что суд первой инстанции фактически принял решение о правах и обязанностях собственника земельного участка - КУГИ СПб, не привлеченного к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены судебного акта. При новом рассмотрении суду необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле КУГИ СПб и иных лиц, на права и обязанности которых может повлиять судебный акт.
При новом рассмотрении дела к участию в споре в качестве третьих лиц были привлечены КУГИ СПБ и ООО "Инстрел" как владельцы земельных участков, через которые проходят железнодорожные пути. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
На решение подана апелляционная жалоба КУГИ СПб, по мнению которого решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- объект может считаться недвижимым только в случае, если он возведен на законных основаниях, в том числе на земельном участке, предоставленном под цели строительства;
- факт приватизации сам по себе не является основанием для отнесения объекта к недвижимости;
- заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт предоставления ему участка под строительство, договор от 14.06.1996 г.N 06/ЗК-00533, указанный в паспорте объекта, заключен после его строительства и на срок до одного года, долгосрочные договоры аренды земельного участка, занятого спорным объектом, не заключались;
- технический учет объекта не влечет вывод о том, что он обладает всеми признаками недвижимого имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Ижорские заводы" возражало против ее удовлетворения, сославшись на следующее:
- материалами дела подтверждено, что железнодорожные пути возведены на законных основаниях;
- железнодорожные пути обладают всеми признаками недвижимого имущества;
- большинство железнодорожных путей возводилось до принятия постановлений Ленгорисполкома от 1959 и 1989 г.г.
Иные участники отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представитель ООО "Инстрел", извещенный надлежащим образом, не явился. С учетом мнения сторон, КУГИ СПБ и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ООО "Инстрел". КУГИ СПб поддержал доводы апелляционной жалобы, заявитель против ее удовлетворения возражал по мотивам, изложенным в отзыве. КЗРиЗ поддержал доводы апелляционной жалобы КУГИ СПб.
Заслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно представленным в материалы дела актам приемки законченных строительством объектов, за период до 1992 г. при строительстве производственных и складских зданий на территории, занимаемой Производственным объединением "Ижорский завод" (правопредшественник ОАО "Ижорские заводы") были проложены подъездные железнодорожные пути к этим объектам.
При приватизации Производственного объединения "Ижорский завод" железнодорожный путь был включен в план приватизации, утвержденный КУГИ мэрии СПб 30.11.1992 г. в состав объектов, подлежащих передаче в собственность созданному на базе Производственного объединения "Ижорский завод" АООТ "Ижорский завод", преобразованному впоследствии в ОАО "Ижорский завод".
Характеристики подъездного железнодорожного пути по состоянию на 2005 г. отражены в техническом паспорте подъездного железнодорожного пути ОАО "Ижорский завод", составленного Проектно-инвентаризационным бюро Колпинского района (л.д.9-25 т.1).
06.09.2005 г. ОАО "Ижорский завод" обратилось в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о проведении технического и кадастрового учета объекта недвижимости - железной дороги.
Решением от 20.09.2005 г. N 4691 в проведении кадастрового учета ответчиком было отказано со ссылкой на то, что железнодорожный путь не является объектом недвижимости, может быть без вреда для имущества быть перенесен в другое место. Кроме того, ответчик указал, что материалы, описывающие объекты большой протяженности, должны представляться в электронном обменном формате ГИС Mapinfo.
Признавая это решение недействительным при новом рассмотрении заявления, суд первой инстанции указал, что подъездные железнодорожные пути являются объектом, связанным неразрывно с земельным участком, при его демонтаже будет утрачена его способность обслуживать конкретные объекты, следовательно, спорный объект является недвижимым имуществом. Установление правомочности возведения недвижимого имущества на земельном участке имеет правовое значение лишь для признания права собственности на объект, которое в рамках данного дела не оспаривается. Кадастровый учет объектов недвижимости не прекращает прав иных лиц на земельные участки. Участок ООО "Инстрэл" предоставлялся уже с находящимися на нем подъездными путями.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана верная оценка фактическим обстоятельствам дела и нормы материального права применены верно.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя к ответчику с требованием о проведении технического и кадастрового учета спорного объекта, кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости определяется как описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", положения которой вступили в силу с 01.03.2008 г., государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Таким образом, как ранее действовавшим законодательством, так и применяемыми в настоящее время положениями установлено, что кадастровому учету подлежит любой индивидуально определенный объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, в том числе сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд. Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок.
Согласно техническому паспорту подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский завод б/н, литера ЛФ, составленному Проектно-инвентаризационным бюро Колпинского района Санкт-Петербурга, подъездной путь представляет собой сложное сооружение, неотъемлемой частью которого являются земляное полотно, балластный слой, рельсы, стрелочные переводы и путевые упоры в месте примыкания к железнодорожным путям общего пользования.
Данный подъездной путь построен на земельном участке, ранее предоставленном ОАО "Ижорский завод" под строительство предприятия, и по мере постройки вводился в эксплуатацию на основании актов государственной приемочной комиссии (л.д.51-74 т.1), в том числе при введении в эксплуатацию построенных заявителем производственных зданий, право на возведение которых не оспаривалось ни ответчиком, ни третьими лицами. При таких обстоятельствах, указание подателя апелляционной жалобы на отсутствие актов о бессрочном пользовании земельных участков, с учетом того, что спорный объект недвижимости начал создаваться до принятия нормативных актов, на которые ссылается КУГИ СПб, не может быть принят как доказательство того факта, что объект недвижимости был сооружен на земельном участке, не предоставленном заявителю в установленном порядке под строительство.
Следовательно, данный железнодорожный подъездной путь относится к недвижимому имуществу, обладает индивидуально определенными признаками и подлежит кадастровому и техническому учету.
Согласно статье 2 Устава железнодорожные подъездные пути всегда примыкают непосредственно или через другие подъездные железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования, а, следовательно, в месте примыкания всегда частично проходят по земельному участку, предоставленному либо владельцу другого подъездного пути, либо владельцу пути общего пользования.
При таком положении, пересечение железнодорожным подъездным путем, находящимся во владении ОАО "Ижорский завод", границы земельного участка, предоставленного в аренду иным лицам, либо относящимся к государственной или муниципальной собственности, не является препятствием для кадастрового учета объекта, так как действующее законодательство в области землепользования и кадастрового учета объектов недвижимости не содержит запрета для учета объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, зарегистрированных за другими владельцами. Особенности присвоения кадастрового номера таким объектам и отдельным типам сооружений (линейных и тому подобных) должны быть установлены органами нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данный вывод следует из положений пункта 10 статьи 25 Закона N 221-ФЗ.
Принимая во внимание, что в данном случае речь не идет о предоставлении земельного участка под вновь созданный или имеющийся объект недвижимости, земельный участок занятый подъездными железнодорожными путями фактически используется заявителем в ходе их эксплуатации, и ни смежные землепользователи, ни государственные органы ранее этого права ОАО "Ижорский завод" не оспаривали, следует вывод, что права третьих лиц при проведении кадастрового учета спорного объекта нарушены не будут.
Статьей 271 ГК РФ собственнику недвижимого сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем другому лицу, предоставляется право пользования предоставленным под эту недвижимость земельным участком, вне зависимости от перехода права собственности на этот земельный участок. На преимущественное право собственника недвижимого имущества на приобретение в собственность или на праве аренды земельных участков указано и в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Право собственности на объект не оспаривается в рамках данного спора. Как следует из факта заключения договора аренды земельного участка, занятого подъездными железнодорожными путями, от 14.06.1996 г. N 06/ЗК-00533, на который имеется ссылка в техническом паспорте на сооружение, право пользования земельным участком, занятым спорным объектом, также признавалось за заявителем. Следует отметить, что вопреки указанию подателя апелляционной жалобы, срок действия договора аренды продлевался сторонами до 09.06.2005 г. При таких обстоятельствах Обществу не может быть оказано в проведении кадастрового учета объекта недвижимости по мотивам отсутствия права на использование занятого им земельного участка, тем более, что право пользования и право собственности на один и тот же земельный участок может существовать единовременно.
Ответчиком и третьими лицами в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, что использование земельного участка с целью возведения на нем подъездного железнодорожного пути не соответствовало действовавшим в период его создания нормативным документам, регулировавшим порядок застройки, в то время как документами, приобщенными к материалам дела заявителем, подтверждается, что объект недвижимого имущества был в установленном порядке принят в эксплуатацию. В актах приемки имеются ссылки на проектно-сметную документацию, равно как и на правоустанавливающие документы, наделяющие производственное объединение "Ижорский завод" правом осуществлять строительство спорного объекта. Легитимность создания объекта недвижимого имущества не оспаривалась государственными органами и при утверждении плана приватизации Производственного объединения "Ижорские заводы", когда подъездной железнодорожный путь был оценен в составе имущества государственного предприятия.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод о недействительности решения об отказе в проведении кадастрового учета железнодорожного пути. Оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и на основании положений статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции остаются на подателе апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2008 по делу N А56-53451/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53451/2005
Истец: ОАО "Ижорские заводы"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Кредитор: Высший Арбитражный Суд РФ
Третье лицо: ООО "Инстрэл", КУГИ Санкт-Петербурга