г. Санкт-Петербург
04 августа 2008 г. |
Дело N А56-7426/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6818/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2008 по делу N А56-7426/2008 (судья М.Н. Ульянова), принятое
по заявлению Компания "Containerships Ltd Oy"
к Балтийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Ю.В. Кузнецова, дов. от 19.05.2008
от ответчика: А.С. Першин, дов. N 04-19/591 от 02.06.2008; А.А. Абрамов, дов. N 30-15/1709 от 31.01.2008
установил:
Компания "Containerships Ltd Oy" (далее - заявитель, перевозчик) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - таможня, ответчик) от 07.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000- 1455/2007, которым перевозчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 26.05.2008 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, считая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как подтверждается материалами дела, 04.07.2007 в Морской порт г. Кронштадт на теплоходе "Containerships VI" в контейнере CSFU 125184-1 из Финляндии прибыл товар - стальные пластины в количестве 16 грузовых мест, весом (брутто) - 15619 кг. Согласно коносаменту N CSOYBRE 0702366 товар перемещался от отправителя компании "Multi-Link Terminal Ltd Oy" в адрес получателя ООО "Моби Дик" перевозчиком "Containerships Ltd Oy" (Финляндия).
В ходе таможенного досмотра, оформленного актом от 09.07.2007 N 10216020/090707/001728, установлено, что фактически в контейнере находился товар: крепежные планки из черных металлов с резиновой прокладкой в количестве 5 ящиков и 1 бочки, порошкообразное вещество серого цвета без запаха в количестве 420 бумажных многослойных мешков на 9 паллетах и свернутая в рулоны резиновая лента в количестве одной паллеты. Таким образом, в коносаменте CSOYBRE 0702366 отсутствуют сведения о товаре "порошкообразное вещество" и "резиновая лента".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней дела об административном правонарушении N 10216000-1455/2007 и проведении административного расследования (определения от 10.07.2007).
По результатам административного расследования таможенный орган сделал вывод о наличии в действиях перевозчика состава административного правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию РФ, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении N 10216000-1455/2007 от 28.12.2007 и вынесения постановления N 10216000-1455/2007 от 07.02.2008, которым перевозчик привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил отсутствие вины в действиях перевозчика
Изучив материалы дела и доводы жалобы таможни, апелляционная инстанция считает, что выводы суда основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 74 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения, в том числе, наименование, общее количество, описание товаров, сведения о количестве грузовых мест (пункт 1). Указанные сведения сообщаются путем представления таможенному органу, в частности, коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации путем представления недействительных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Вместе с тем в соответствии со Стандартом 5.3 Конвенции 1965 года в случае обнаружения ошибок в документах, подписанных судовладельцем, капитаном или от их имени, никакие штрафы не должны налагаться до тех пор, пока не будет предоставлена возможность убедить государственные власти в том, что эти ошибки являются неумышленными, не имеют серьезного значения, не являются следствием постоянной небрежности и допущены без намерения нарушить законы или правила.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, в том числе при определении оснований для привлечения к административной ответственности, в частности вины и наступивших последствий.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что товар принят перевозчиком к доставке без осмотра контейнеров за пломбами грузоотправителя. Расхождение между сведениями о товаре, сообщенными таможенному органу, и содержимым контейнера явилось следствием технической ошибки отправителя.
Факт сообщения недостоверных сведений о товаре судом установлен и заявителем не оспаривается.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 145 Кодекса торгового мореплавания РФ установлено, что в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента, либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных. За исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте.
Судом первой инстанции установлено, что при пересечении таможенной границы контейнер с грузом находился в исправном состоянии с ненарушенными пломбами грузоотправителя, что подтверждается актом таможенного досмотра от 09.07.2007 N 10216020/090707/001728 и не оспаривается таможенным органом. Каких-либо доказательств того, что перевозчик знал о недостоверности сведений в представленных им в таможенный орган документах либо скрывал достоверные сведения, ответчиком не представлено.
Из материалов дела также следует, что расхождение между сведениями о товарах, сообщенными таможенному органу, и содержимым контейнера явилось следствием ошибки в описании груза, допущенной грузоотправителем, что подтверждается его письмами (том 2 л.д. 47, 48).
С учетом вышеизложенного апелляционный суд считает, что именно на грузоотправителе лежала обязанность по представлению достоверных сведений относительно перемещаемого груза. Представленные им сведения были перенесены перевозчиком в коносаменты без каких-либо изменений, поскольку разумная возможность проверить соответствующие данные с учетом обстоятельств перевозки отсутствовала.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд первой инстанции правомерно установил отсутствие вины перевозчика в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2008 по делу N А56-7426/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7426/2008
Истец: Компания "Containerships Ltd Oy"
Ответчик: Балтийская таможня