г. Санкт-Петербург
12 августа 2008 г. |
Дело N А56-16554/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Мельниковой Н.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кобзевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (регистрационный номер 13АП-6577/2008) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 г. по делу N А56-16554/2007 (судья Жбанов В.Б.), принятое
по иску ФГУП "Росморпорт"
к 1. СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий",
2. Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения,
3. Министерству обороны Российской Федерации,
4. Министерству финансов Российской Федерации
3-и лица: 1. Казначейство России, 2. Комитет финансов Санкт-Петербурга
о возмещении расходов по предоставлению льгот
при участии:
от истца: Стоянова Е.В. по доверенности б/н от 02.04.2007 г.
от ответчика: 1. не явился, извещен, 2. Макорта Г.А. по доверенности N 020-094/908 от 24.12.2007 г., 3. не явился, извещен, 4. Заиров Д.Г. по доверенности б/н от 22.01.2008 г.
от 3-х лиц: 1. Заиров Д.Г. по доверенности б/н от 22.01.2008 г., 2. Нам Е.В. по доверенности N 01-02/1100 от 24.04.2008 г.
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам. Определением от 06.08.2007 года в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет финансов Санкт-Петербурга.
До вынесения решения по существу спора истец уточнил исковые требования и просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 24 053 руб. 12 коп. в возмещение расходов истца в период с 07.06.2004 года по 21.09.2004 год, связанных с предоставлением льготы ветеранам Смирнову В.А., Васильеву Ю.Н., Морозовой Л.А., Киселеву В.М., Шайдурову Э.Д., Михайловой Л.В., Симоненко А.В., а также расходов по госпошлине
Решением от 12.05.2008 г. исковые требования удовлетворены в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 20 384 руб. в возмещение расходов по предоставлению льгот, 815 руб. 36 коп. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказано.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой, указывая на необоснованность обжалуемого судебного акта, ссылается на следующие обстоятельства.
Из решения суда не ясно, какой именно вред наступил, не отражено, какими действиями Министерства Финансов Российской Федерации причинен вред, а также в чем выразилась противоправность действий ответчика, не установлена причинная связь и вина ответчика.
Истцом не доказаны наличие и размер понесенных убытков.
Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим представителем интересов Российской Федерации. Надлежащим представителем является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
ФГУП "Росморпорт", Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет финансов Российской Федерации в отзывах на апелляционную жалобу выразили свое согласие с обжалуемым решением.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения участвующих в деле лиц в судебном заседании, апелляционный суд установил правильность решения и отсутствие оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Росморпорт" в период с 07.06.2004 года по 21.09.2004 года предоставило услуги по проезду на водном транспорте гражданам с учетом льгот, предусмотренных федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (далее - Федеральный закон "О ветеранах"). Факт предоставления указанных льгот подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В связи с невозмещением расходов с учетом изменения исковых требования на общую сумму 24 053 руб. 12 коп. истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот в виде оказания отдельным категориям граждан бесплатного проезда водным транспортом во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в 2004 году) ветеранам предоставляются льготы по бесплатному проезду один раз в год на водном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на водном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов по предоставлению льготных перевозок ветеранам регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946 "О порядке возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов" действие которого продлено на 2004 год. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80. Возмещение транспортным организациям понесенных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета через Министерство труда и социального развития Российской Федерации органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (пункты 1, 4, 5). Средства на указанные цели выделяются ежемесячно Министерством финансов Российской Федерации через органы федерального казначейства (пункты 5, 6). Возмещение расходов транспортным организациям осуществляется на договорной основе (пункт 6).
Между ФГУП "Росморпорт" в лице Санкт-Петербургского филиала и Санкт-Петербургским Государственным учреждением "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" был заключен договор от 14.05.2004 N 4р-206 ОУИЭФ на возмещение расходов, связанных с предоставлением по перевозке морским транспортом т/х "Георг Отс" ветеранов, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда, установленных Федеральным законом "О ветеранах" Согласно пункту 6.1 указанного договора, срок действия договора распространялся на период с момента подписания до 25.12.2004 г.
Из материалов дела следует, что все средства, перечисленные Санкт-Петербургу на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2004 году, были использованы в соответствии с их целевым назначением. Данное обстоятельство подтверждено годовым отчетом об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга за 2004 год.
Вместе с тем ФГУП "Росморпорт" не в полном объеме компенсированы расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законам "О ветеранах", из средств федерального бюджета, и возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Из суммы подлежащих взысканию убытков суд, руководствуясь статьями 146 (подпунктом 1 пункта 1) и 154 (абзацем вторым пункта 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно исключил сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что убытки истца в размере 20 384 руб., связанные с реализацией льгот гражданам по проезду водным транспортом, возникли в связи с исполнением обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, с другой стороны - в результате бездействия органов государственной власти.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не принимаются.
Убытки истца возникли в результате недостаточного финансированием из средств федерального бюджета расходов на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Довод заявителя жалобы о необходимости возложения ответственности на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, как на главного распорядителя средств федерального бюджета, не подтвержден надлежащими доказательствами.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не доказал размер задолженности, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания убытков апелляционный суд считает неосновательным.
Право граждан на льготу, факт оказания услуг по перевозке льготной категории граждан за указанный период и размер убытков доказан истцом надлежащими доказательствами: копиями счетов, счетов-фактур, билетов, талонов на предоставление скидки, удостоверений и паспортов граждан-льготников.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения первой инстанции в любом случае, апелляционным судом не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 мая 2008 года по делу N А56-16554/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16554/2007
Истец: ФГУП"Росморпорт"
Ответчик: СПб ГУ"Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", Санкт-Петербург в лице Комитета по труду и социальной защите населения, Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга, Казначейство России