г. Санкт-Петербург
27 октября 2008 г. |
Дело N А26-7357/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7160/2008) ООО фирма "КАФА" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 мая 2008 года по делу N А26-7357/2007 (судья Яковлев В.В.), принятое
по заявлению ООО фирма "КАФА"
к Министерству промышленности и природных ресурсов Республики Карелия
3-е лицо: Администрация г. Петрозаводска
о признании незаконными бездействий
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "КАФА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству промышленности и природных ресурсов Республики Карелия и Администрации города Петрозаводска о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении Министерства от обращения в Администрацию города Петрозаводска за изготовлением и утверждением проекта границ испрашиваемого Обществом земельного участка для оборудования автобусной остановки с установкой торгового модуля по адресу: город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 26 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 31.08.2007 исх. номер ВМ-21/7143 в предоставлении испрашиваемого ООО Фирма "КАФА" земельного участка и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения в установленном порядке заявления Общества о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 26.
Определением от 15.04.2008 произведена замена Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия на Министерство природных ресурсов Республики Карелия. Производство по делу в части требований заявителя к Администрации прекращено по ходатайству заявителя. Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Решением от 23.05.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО Фирма "КАФА" просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о нарушении Обществом пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку в заявлениях было указано местоположение и предполагаемые размеры земельного участка. Кроме того, судом неправильно применены положения Регламента по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционного суда своих представителей не направили.
От ООО Фирма "КАФА" и Министерства природных ресурсов Республики Карелия поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.06.2007 ООО Фирма "КАФА" обратилось в Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия с заявлением о выделении земельного участка на условиях долгосрочной аренды для оборудования автобусной остановки (кармана для городского транспорта и павильона ожидания транспорта для пассажиров) с установкой торгового модуля по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 26 (т.1, л.д. 12).
Письмом от 11.07.2007 N ВМ - 21/5325 Министерство отказало заявителю в выделении данного участка, ссылаясь на то, что Администрацией города Петрозаводска принято решение об отказе в установлении места осуществления торговой деятельности на запрашиваемом участке (л.д. 9).
23.08.2007 Общество повторно обратилось в Министерство с аналогичным заявлением, указав, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка препятствует осуществлению предпринимательской деятельности и ограничивает конкуренцию (л.д. 11).
Письмом от 31.08.2007 N ВМ-21/7143 Министерство вновь отказало в удовлетворении заявления Общества, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, а также на сообщение Администрации города Петрозаводска о невозможности формирования участка в испрашиваемом районе, предложив заявителю самостоятельно обратиться в Администрацию города Петрозаводска с требованием об утверждении проекта границ земельного участка (л.д. 10).
Считая, что бездействие Министерства противоречат требованиям статьи 17 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Согласно данной статье на соответствующие компетентные органы возложена обязанность разработать процедуру предоставления земельных участков, рассматривать поступающие от заинтересованных лиц заявки на предоставление земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в городе Петрозаводске определен Административным регламентом Министерства промышленности по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2007 N 226 (далее - Регламент).
Довод подателя жалобы о неправомерном применении судом данного Регламента признан несостоятельным, поскольку Регламент принят Министерством в порядке пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность, в том числе, и по принятию актов, устанавливающих процедуру и критерии предоставления земельных участков, порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
Доказательства признания недействительным данного ненормативного акта суду апелляционной инстанции не представлены.
В соответствии с пунктом 38 Регламента лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В заявлениях от 29.06.2007 и 23.08.2007 Общество не определило размер и конкретное местоположение земельного участка. Общее указание местоположения "пр. Ленина, д. 26" не может быть расценено как указание площади земельного участка, его местоположение с привязкой к местности. Довод апелляционной жалобы о возможности выделения земельного участка любой площади "на усмотрение" исполнителя, апелляционной инстанцией признается несостоятельным.
Кроме того, земельный участок, как объект аренды должен быть индивидуализирован в силу требований пункта 3 статьи 607 ГК РФ и статей 6, 22 ЗК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии заявлений Общества статье 34 ЗК РФ и пункту 38 Регламента.
Также судом правомерно отклонен довод заявителя о нарушении Министерством положений 17 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку данные нормы не регулируют правоотношения в сфере землепользования. О предоставлении земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства на общих основаниях разъяснил Обществу и заместитель прокурора Республики Карелия в прилагаемом к апелляционной жалобе письме от 16.04.2008 N 7-65-08.
Суд в своем решении сослался на доказательства наличия у Министерства исчерпывающей информации о том, что Администрация города Петрозаводска считает недопустимым размещение в районе дома N 26 по проспекту Ленина в г. Петрозаводске объектов торговли исходя из правил безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности.
В апелляционной жалобе Общество выражает несогласие с признанием судом достаточными сведений об отсутствии градостроительных возможностей формирования земельного участка у дома 26 по пр. Ленина под остановочно-торговый комплекс, полученными в отношении другого заявителя. По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие официального отказа Администрации г. Петрозаводска именно в адрес Общества, лишает ООО "КАФА" возможности защищать свои права в судебном порядке.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Поскольку заявитель не индивидуализировал испрашиваемый земельный участок, ответ Министерства, основанный на полученной от Администрации города Петрозаводска информации относительно принятого последней решения (по обращениям других лиц) о невозможности размещения остановочного комплекса с торговым киоском у дома 26 по пр. Ленина, само по себе не свидетельствует о незаконности отказа Министерства и не нарушает охраняемых законом интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 мая 2008 года по делу N А26-7357/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО фирма "КАФА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7357/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Кафа"
Ответчик: Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, Администрация г. Петрозаводска
Кредитор: Прокурор Республики Карелия - Дупак О.В.