г. Санкт-Петербург
14 ноября 2008 г. |
Дело N А21-5095/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Борисова Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10408/2008, 13АП-10564/2008) Агентства по имуществу Калининградской области, Правительства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2008 по делу N А21-5095/2008 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Атла"
к Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области
3-е лицо Конкурсное агентство Калининградской области
о признании недействительным постановления от 17.03.2008 N 125, признании незаконным бездействия, обязании принять решение об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу г. Калининград, Ленинский пр., д. 42Б, направить проект договора купли-продажи и договора залога имущества.
при участии:
от заявителя: Назарьева К.А., дов. от 10.11.2008 б/н
Молдавского Я.С., дов. от 19.08.2008 б/н
от ответчика: от Правительства - Коркина И.А., дов. от 21.08.2008 N 91Д
от Агентства - Коркина И.А., дов. от 09.01.2008 N АБ-7
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атла" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным постановление Правительства Калининградской области N 125 от 17.03.2008г. "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект д.42Б" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 16.07.2008г. N 449 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: Калининград, Ленинский проспект, 42Б", как не соответствующее ст.ст. 3 и 4 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации". Общество просило обязать Правительство Калининградской области устранить допущенное нарушение преимущественного права ООО "Атла" путем принятия постановления об условиях приватизации нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А" общей площадью 1763,6 кв.м в здании, расположенном по адресу г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б, предусмотрев в нем преимущественное право ООО "Атла" на приобретение в собственность указанного нежилого помещения по его рыночной стоимости, равной 37800000 рублей.
Общество просило признать незаконным бездействие Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области, выразившееся в неисполнении Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" в части соблюдения установленного порядка реализации преимущественного права ООО "Атла" на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А", общей площадью 1763,6 кв.м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б и обязать Агентство по имуществу Калининградской области устранить допущенное нарушение преимущественного права ООО "Атла" путем направления ООО "Атла" предложения о заключении договора купли-продажи нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А", общей площадью 1763,6 кв.м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б, с приложением копии постановления Правительства Калининградской области об условиях приватизации указанного нежилого помещения, а также проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге. (требование изложено с учетом уточнения л.д.96-98).
Решением от 24 сентября 2008 года суд удовлетворил заявленные требования.
Агентство по имуществу Калининградской области (далее Агентство) заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 сентября 2008 года по делу N А21-5095/2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Атла".
Правительство Калининградской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 сентября 2008 года по делу N А21-5095/2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Атла".
Заявители апелляционных жалоб считают, что суд первой инстанции применил положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ, не подлежащие применению до принятия закона Калининградской области о предельном значении площади арендуемого имущества, поскольку обязанность государственного органа принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества и направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества, установленная статьей 9 Закона N 159-ФЗ, которая вступает в силу только с 1 января 2009 г.
По мнению заявителей апелляционных жалоб оспариваемое постановление было принято в соответствии с действующим в тот момент законодательством, а именно: Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и не нарушает права Общества, кроме того, названное постановление на момент вынесения решения судом первой инстанции было приостановлено постановлением Правительства Калининградской области от 19 сентября 2008 г. до вступления в силу закона Калининградской области, устанавливающего в соответствии со статьями 3, 5 и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ, предельное значение арендуемого недвижимого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение.
Представитель Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области поддержал доводы апелляционных жалоб.
Конкурсное агентство Калининградской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило своего представителя и заявило о рассмотрении апелляционных жалоб без участия его представителя.
ООО "Атла" возражало против апелляционных жалоб и просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 01.07.1993г. N 3 (42) ООО "Атла" арендует нежилые помещения общей площадью 2729,3 кв.м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б. Срок действия договора аренды установлен с 01.07.1993г. по 31.12.2015г.
Законом Калининградской области N 197 от 03.12.2007г. "Об утверждении прогнозного плана государственного имущества Калининградской области на 2008 год" утвержден прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Калининградской области на 2008 год, в соответствии с пунктом 2.1 которого в перечень объектов недвижимого имущества (помещений, зданий, имущественных комплексов), которые планируется приватизировать в 2008 году включены встроенные нежилые помещения площадью 1763,6 кв.м, арендуемые ООО "Атла".
17 марта 2008 года Правительство Калининградской области приняло постановление N 125 "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б".
Указанным постановлением определены условия приватизации нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А" общей площадью 1763,6 кв.м по названному адресу. В частности установлен способ приватизации - открытый аукцион, срок приватизации - 1-4 кварталы 2008 года, нормативная и начальная цена имущества установлена на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости в размере 37800000 рублей.
ООО "Атла" 07.08.2008г. представило в Агентство по имуществу Калининградской области и 08.08.2008г. - в Правительство Калининградской области, заявку на реализацию преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества, расположенного по указанному выше адресу площадью 1763,6 кв.м и просило отменить аукцион по продаже недвижимого имущества, назначенного на 22 августа 2008 г., в связи с несоблюдением порядка реализации преимущественного права Общества на приобретение указанного имущества в собственность.
В ответ на обращение Общества Агентство по имуществу Калининградской области в письме от 18.08.2008г. разъяснило о том, что реализовать свое право в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ, Общество сможет после 1 января 2009 г.
Считая постановление Правительства Калининградской области N 125 от 17.03.2008г. не соответствующим статьям 3 и 4 Закона N 159-ФЗ от 22.07.2008г. и незаконным бездействие Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области, нарушающее права и законные интересы ООО "Атла", известившего о желании реализовать преимущественное право покупки выставленного на аукцион 22.08.2008г. нежилого помещения (лот N 1), Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобы Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что отсутствие на день рассмотрения заявления соответствующего закона Калининградской области, устанавливающего предельные размеры площадей арендуемого имущества, и утвержденного в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечня государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о невозможности реализации права субъектами малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 159-ФЗ).
По мнению суда ООО "Атла" имеет преимущественное право на приобретение арендуемого им имущества, включенного в прогнозный план приватизации на 2008 год в собственность по его рыночной стоимости без проведения аукциона.
Данный вывод суда первой инстанции признан апелляционным судом ошибочным.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке только при соблюдении четырех условий приватизации.
Статьей 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что в случае, если до 1 января 2009 г. законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 г. Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Данной нормой субъекту Российской Федерации установлен срок, в течение которого он вправе определить предельные значения площадей арендуемых помещений, которые могут быть приватизированы в упрощенном порядке.
На дату обращения Общества с заявкой на реализацию преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества - 08.08.2008г. - предельные значения площадей не были определены ни в Законе N 159-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации, ни законом Калининградской области, следовательно, не определено одно из условий преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, без которого это право не может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для применения норм Закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Данная норма в силу части 2 статьи 10 Закона N 159-ФЗ вступает в законную силу с 1 января 2009 года.
Как следует из материалов дела, Общество арендует нежилое помещение площадью 1763,6 кв. метров в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский пр., 42б. Общество ошибочно полагает, что поскольку отсутствуют нормативные акты, устанавливающие предельные значения площадей, оно вправе приобрести это помещение в порядке, предусмотренном законом N 159-ФЗ.
Общество, утверждая, что названный закон вступил в законную силу с 5 августа 2008 г., не учитывает положения статьи 10, согласно которой части 2,3 и 4 статьи 9 вступают в силу с 1 января 2009 г.
Частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Таким образом, указанные действия, уполномоченные органы обязаны будут совершать после 01.01.2009г., следовательно, признание незаконным бездействие Правительства Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области и обязании Агентства по имуществу Калининградской области направить предложение о заключении договора купли-продажи спорного помещения, не основано на нормах закона N 159-ФЗ.
Признание судом постановления Правительства Калининградской области N 125 от 17.03.2008г., как не соответствующее статьям 3 и 4 Закона N 159-ФЗ от 22.07.2008г., является безосновательным, поскольку на дату вынесения судом первой инстанции не было установлено предельное значение площади арендуемого помещения, в отношении которого предоставляется преимущественное право на приобретение этого имущества, следовательно, у суда отсутствовали основания оценивать оспариваемое постановление на соответствие Закону N 159-ФЗ.
Законом Калининградской области от 28 октября 2008 г. N 287 установлено предельное значение площади арендуемого помещения в размере 100 кв.м.
Таким образом, в отношении помещения площадью 1763,6 кв.м преимущественное право выкупа, предусмотренное Законом N 159-ФЗ, не применимо.
Доводы Общества о том, что закон Калининградской области от 28 октября 2008 г. N 287 не вступил в законную силу, не имеет правового значения для разрешения данного спора по основаниям, изложенным выше, также как и доводы апелляционных жалоб в части определения рыночной стоимости недвижимого имущества и не исследованности вопроса уплаты арендных платежей.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций суд относит на ООО "Атла".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 сентября 2008 года по делу N А21-5095/2008 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Атла" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атла", расположенного по адресу: г. Калининград, проспект Ленинский, 42Б, зарегистрированное 09.09.1998г. за N 164 Администрацией Балтийского района города Калининграда, в пользу Правительства Калининградской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атла", расположенного по адресу: г. Калининград, проспект Ленинский, 42Б, зарегистрированное 09.09.1998г. за N 164 Администрацией Балтийского района города Калининграда, в пользу Агентства по имуществу Калининградской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5095/2008
Истец: ООО "Атла"
Ответчик: Правительство Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области
Третье лицо: Конкурсное агентство Калининградской области