г. Санкт-Петербург
25 ноября 2008 г. |
Дело N А21-6295/2008 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11013/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на определение об обеспечении заявления Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2008 по делу А21-6295/2008 (судья Приходько Е.Ю.), принятое в рамках рассмотрения спора
по заявлению Администрации Неманского муниципального района
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от ответчика: извещен, не явился,
установил:
Администрация Неманского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности N 1030, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция) 31.07.2008.
Одновременно Администрация обратилась к суду с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения Инспекции.
Определением от 25.09.2008 суд ходатайство Администрации удовлетворил, действие решения от 31.07.2008 N 1030 приостановил до вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм процессуального права, просит отменить определение, в удовлетворении ходатайства Администрации о принятии обеспечительных мер отказать. Инспекция полагает, что суд, не известив ответчика о рассмотрении ходатайства, тем самым нарушил условия состязательности и равноправия, не обеспечил баланс процессуальных прав и обязанностей, лишив его возможности просить предоставление встречного обеспечения.
Суду представлен отзыв, в котором Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Администрацией оспаривается правомерность решения Инспекции о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 532 800 руб. 60 коп., начислению пени в сумме 125 033 руб. 26 коп. и доначислению налога на имущество в сумме 2 904 373 руб. 00 коп.
Обращаясь к суду с ходатайством о принятии обеспечительных мер, Администрация ссылается на то, что исполнение решения повлечет за собой возможность возникновения значительного ущерба.
Оценив представленные доказательства, суд удовлетворил заявленное ходатайство и принял обеспечительные меры в виде приостановления действия оспоренного решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены определения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта, решения относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 АПК РФ.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
При названных условиях суд вправе вынести судебный акт (определение), направленный на временное ограничение прав налогового органа по взысканию с налогоплательщика налоговых платежей.
Оценив доказательства представленные Администрацией, суд пришел к правильному выводу о том, что приостановление действия оспариваемого решения предотвратит возможное причинение значительного ущерба.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.
В силу части 1 статьи 93 АПК РФ заявление об обеспечении иска (данном случае заявления) рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон. Заявление об обеспечении иска рассматривается судьей единолично.
Для того чтобы заявление об обеспечении иска могло быть рассмотрено в указанный выше срок, Кодекс предусмотрел рассмотрение заявления без извещения сторон единолично судьей.
Обязанность извещения Инспекции о рассмотрении ходатайства Администрации не предусмотрена процессуальным законодательством.
Арбитражный суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму (часть 1 статьи 93 АПК РФ).
Из содержания названной нормы, с учетом разъяснений данных к ней в пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что суд удовлетворяет ходатайство при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса только в том случае, если нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения.
В то же время Инспекция, ссылаясь на наличие оснований, позволяющих сделать вывод об отсутствии достаточных средств у заявителя, их не конкретизирует и не обосновывает со ссылками на документальные доказательства.
Кроме того, частью 1 статьи 97 АПК РФ предусмотрено, что обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 97 АПК РФ).
Определение суда вынесено в соответствии с процессуальными нормами права, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2008 по делу А21-6295/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6295/2008
Истец: Администрация Неманского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Калининградской области