г. Санкт-Петербург
19 декабря 2008 г. |
Дело N А56-18969/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11173/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2008 года по делу N А56-18969/2008 (судья Варенникова А.О.), принятое
по заявлению ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Савченко Т.В. - доверенность от 05.08.2008 года N 74;
Павлова А.В. - доверенность от 20.10.2008 года N 95;
от ответчика: Семенова А.В. - доверенность от 09.01.2008 года N 241;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 11.06.2008 N 40-11 в части доначисления 3 712 руб. налога на прибыль, 1 511 444 руб. налога на имущество, 2 352 руб. транспортного налога, начисления 325 614,77 руб. пеней по налогу на имущество организаций и 140,21 руб. пеней по транспортному налогу, а также в части привлечения заявителя к налоговой ответственности за неполную уплату налога на имущество в виде взыскания 187 728 руб. штрафа и за неполную уплату транспортного налога в виде взыскания 470 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2008 года требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 11.06.2008 N 40-11 в части доначисления 1 511 444 руб. налога на имущество, начисления 325 574 руб. 76 коп. пеней и взыскания 187 699 руб. штрафа за неполную уплату этого налога, а также в части взыскания 235 руб. штрафа за неполную уплату транспортного налога.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за 2005-2006 годы, по итогам которой составила акт от 12.05.2008 N 40-11 и приняла решение от 11.06.2008 N 40-11, которым, в частности, доначислила заявителю 6 120 руб. налога на прибыль, 73 692 руб. налога на добавленную стоимость, 1 511 444 руб. налога на имущество организаций, 2 352 руб. транспортного налога, начислила пени за неполную уплату перечисленных налогов, а также привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 31.07.2008 N 20-09-03/09288 решение налогового органа от 11.06.2008 N 40-11 изменено, а именно: признано необоснованным доначисление Обществу 73 692 руб. налога на добавленную стоимость и начисление пеней за неполную уплату указанного налога.
Основанием для доначисления 1 511 444 руб. налога на имущество, начисления 325 574 руб. 76 коп. пеней и взыскания 187 699 руб. штрафа послужил вывод инспекции о необоснованном невключении Обществом в налоговую базу следующих объектов: автостоянки на 50 автомашин и материально-технического склада с открытой площадкой для складирования труб. Инспекция считает, что указанные объекты могли быть введены в эксплуатацию в 2005 году, в связи с чем подлежали включению в базу, облагаемую налогом на имущество, независимо от того, что числились на счете 08.03 "Капитальные вложения".
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что объектом налогообложения для российских организаций в соответствии с положениями ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, в том числе п. 4 ПБУ 6/01. Первоначальная стоимость объектов недвижимого имущества была сформирована в 2005 году. Действия по государственной регистрации объектов недвижимости полностью зависят от волеизъявления собственника. Вместе с тем вопрос об учете объектов недвижимости в качестве основных средств и включении в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления, а определяться экономической сущностью объекта. Согласно данным бухгалтерского учета Заявителем на забалансовом счете начислялась амортизация, которая была списана на расходы в сентябре 2006 года.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объекты незавершенного строительства "Автостоянка на 50 автомашин" и "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб", до ввода их в постоянную эксплуатацию отражались в бухгалтерском учете Заявителя на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (08.03 "Капитальные вложения").
В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения.
Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства".
В соответствии с требованиями, установленными в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств можно объекты недвижимости, по которым завершены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемые, то есть объект недвижимости, принимаемый в качестве основного средства, должен быть качественно уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (в том числе, окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта).
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Поскольку объекты недвижимости, по которым не завершены капитальные вложения, не отвечают данным условиям (в частности, не сформирована первоначальная стоимость объекта, до приемки объекта приемочной комиссией организация не вправе использовать в полном объеме объект недвижимости для своих нужд и т д.), то они не могут рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество до их перевода в состав основных средств.
В соответствии с п.п. 23, 24 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 г. N 91н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в том числе регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Согласно п. 41 Методических указаний по учету основных средств стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Таким образом, перевод объектов "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" и "Автостоянка на 50 автомашин" со счета 08.03 "Капитальные вложения" в состав бухгалтерского счета 01 "Основные средства" не зависел от волеизъявления Заявителя, определялся не только юридической, но и экономической сущностью объектов и стал возможен только после того как Заявителем были завершены капитальные вложения в указанные объекты недвижимости и оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче объектов.
Первоначальная стоимость объектов "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" и "Автостоянка на 50 автомашин" была сформирована только в 2006 году, после оплаты Заявителем работ по проведению ООО "Стройэкспертиза" технического обследования объектов (п/п N 01307 от 22.06.2006 г., п/п N 00998 от 31.07.2006 г.) и расходов по государственной регистрации объектов (п/п N 01178 от 09.06.2006 г., п/п N 01890 от 29.08.2006 г.).
В апелляционной жалобе Инспекция, подтверждая тот факт, что стоимость имущества увеличена Заявителем в 2006 году, считает это увеличение незначительным. Однако порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации не устанавливает каких-либо минимальных или максимальных размеров фактических затрат, которые влияют на формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.
Следовательно, утверждение налогового органа о том, что по указанным объектам первоначальная стоимость была сформирована к началу 2005 года, а сальдо по счету 08 "Капитальные вложения" не менялось, не соответствует действительности и не подтверждается материалами налоговой проверки (анализ счета 08.03 "Капитальные вложения" за 2006 год).
Заявитель не имел возможности ввести спорные объекты недвижимости в постоянную эксплуатацию по объективным, не зависящим от его волеизъявления причинам.
Оформление соответствующих первичных учетных документов по приемке-передаче данных объектов стало возможным только после приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, подписания соответствующего акта приемочной комиссией и регистрацией акта в органе власти. Согласно пункту 3.11 Временного положения о порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Ленинградской области, утвержденного распоряжением губернатора Ленинградской области от 17.02.1997 г. и действовавшего в период с 17.02.1997 г. по 09.04.2007 г., объект считается введенным в эксплуатацию с момента регистрации его в органе власти. Утвержденный и зарегистрированный в органе власти акт приемки и ввода в эксплуатацию объекта является основанием для регистрации объекта недвижимости в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3.15 Временного положения).
Объекты "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" и "Автостоянка на 50 автомашин" расположены на земельном участке площадью 71,0988 га (кадастровый номер 47:01:13-24-001:0003). Распоряжением Правительства Ленинградской области от 06.05.2002 г. N 145-р указанный земельный участок был предоставлен в аренду ОАО "АК "Транснефть" на 49 лет для строительства нефтеналивного терминала в целях эксплуатации объектов Балтийской трубопроводной системы на территории Ленинградской области. В связи с государственной необходимостью строительство объектов Балтийской трубопроводной системы велось в сжатые сроки.
Для получения разрешения Инспекции Госархстройнадзора Ленинградской области на строительство объектов (N 0813-06 от 10.11.2006 г., N 0812-06 от 10.П.2006 г.) на строительство объектов "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" и "Автостоянка на 50 автомашин", согласия арендатора земельного участка ОАО "АК "Транснефть" на строительство данных объектов (письмо от 30.08.2006 г. N 20-03-06/1004) и проведения приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией необходимо предоставление документа, подтверждающего право пользования земельным участком, на котором осуществлялось строительство объекта недвижимости.
Таким образом, получение разрешения на строительство, оформление акта приемки и регистрация в органе власти актов приемки и ввода в эксплуатацию объектов "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" и "Автостоянка на 50 автомашин" стало возможным только после оформления Заявителем права субаренды на земельный участок, на котором располагаются объекты недвижимости, что и было осуществлено в 2006 году (договор субаренды земельного участкаN 19/01 06 от 18.01.2006).
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ, Общество не имело право включать стоимость объектов незавершенного строительства в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций как основных средств.
Довод Инспекции о том, что ее позиция подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой, не может быть принят судом апелляционной инстанции. В указанных Инспекцией Решении ВАС РФ от 17.10.2007 г. N 8464/07 и Определении ВАС РФ от 14.02.2008 г. N 758/08 рассматривался вопрос о признании объектом налогообложения по налогу на имущество объекта недвижимости, который "сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), что является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства". В настоящем споре сложилась иная ситуация, поскольку первоначальная стоимость объектов "Автостоянка на 50 автомашин" и "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" была сформирована только соответственно в июне и августе 2006 года.
В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, объекты "Автостоянка на 50 автомашин" и "Материально-технический склад с открытой площадкой для складирования труб" относились в проверяемый период времени к незавершенным капитальным вложениям, так как не были на тот момент оформлены актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости). Данные объекты капитального строительства, поскольку они находились во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражались как незавершенные капитальные вложения.
В соответствии с Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д), по не оконченным строительством или не оформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но фактически эксплуатируемым теми предприятиями и организациями, которым они будут переданы в основные средства, или с их согласия другими предприятиями и организациями, амортизация начисляется в общем порядке - с 1-го числа месяца ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.
При оформлении актами о приемке ввода в действие этих объектов и зачисления их в состав основных средств производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N ЗЗн, амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Суммы начисленной амортизации по указанным объектам капитального строительства до момента государственной регистрации и принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете на дебете счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" и учитываются при расчете остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество организаций после перевода их в состав основных средств.
Правомерность данного начисления амортизации также подтверждается разъяснениями Министерства финансов РФ, данными в письмах от 08.04.2003 г. N 16-00-14/121, от 29.05.2006 г. N 03-06-01-04/107.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2008 года по делу N А56-18969/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18969/2008
Истец: ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области